Вопрос выживания в экстремальных условиях давно волновал исследователей. Среди них был и Ален Бомбар – студент медицинского факультета из Франции. Он слушал рассказы людей о том, как они выживали после катастрофы, оказавшись в открытом море, и решил доказать, что потерпевших надо искать дольше десяти дней. И доказать он это решил на собственном примере, пройдя 4400 километров от Канарских островов до Барбадоса. Путь занял 65 дней. Не стоит романтизировать это путешествие, на пути Бомбара ждало много препятствий.
Подготовка
Первым делом Бомбар начал искать второго участника, но заявки присылали самоубийцы, у которых уже было несколько неудачных попыток суицида, сумасшедшие, которые предлагали Алену съесть их, или люди, предлагавшие вторым участником кого-то из своих нежеланных родственников. Вменяемым кандидатом был спонсор плавания, но проблемой стал его лишний вес. В конечном итоге в пару к Бомбару был взял Джек Палмер, яхтсмен из Панамы.
Экспедиция хоть и задумывалась как «незапланированное крушение», всё же требовало подготовки. Пробный участок от Монако до Мальорки Бомбар и Палмер прошли за две недели. За это время их едой были два окуня, горстка планктона и литры морской воды, палило солнце, организм был обезвожен, а вокруг до горизонта были лишь море и небо, всё жизненное пространство сводилось к небольшой надувной лодке, что давило на психику. Пробного испытания Палмеру хватило, чтобы отказаться от дальнейшего участия, за что Бомбар никогда его не упрекнул.
Так путешествие стало одиночным, и 19 октября 1952 года Ален Бомбар отправился через Атлантику на надувной лодке «Еретик» размером всего 4,65*1,9 метра. С собой у него был «стандартный набор» человека, потерпевшего кораблекрушение: лодка с деревянным дном и небольшим парусом, вёсла, мачта и коробка с неприкосновенным запасом, которую он так и не открыл.
Одиночное плавание
Начало казалось простым. Путь был известен ещё со времён Колумба, а ветра несли судно в западном направлении. В непостоянстве ветров Бомбар убедился уже скоро: он провёл две недели недалеко (примерно 600 миль) от Барбадоса.
Суровая реальность дала о себе знать в первые же ночи. Лодка попала в шторм, морская вода быстро заполняла её изнутри. Вычерпывать её было нечем, и Бомбару пришлось использовать шляпу. Силы покинули его, и он потерял сознание, а когда очнулся, лодка была уже под водой и не уходила на дно только благодаря поплавкам. Чтобы освободить её от воды, ушло ещё два часа.
Следующим порвался парус. Пришлось поставить запасной, который почти сразу порывом ветра унесло в море. Остаток экспедиции пришлось идти под залатанным порванным парусом.
Условия были подогнаны под реальные случаи, а потому на борту не было удочек и других предметов, с помощью которых можно добыть еду. Зато из загнутого ножа, привязанного к веслу, получился отличный гарпун. Первой добычей стала рыба дорада, а из её костей Бомбар сделал крючки. Два месяца он питался сырой рыбой и птицами, планктоном, а из рыбы выжимал сок.
Но не только добывание еды было его проблемой. Морские обитатели не раз пытались съесть его или его судно. От акул пришлось отбиваться веслом, одну особо настойчивую пришлось зарубить гарпуном. «Летающие» рыбы вроде парусника могли повредить лодку, когда прыгали через неё. Но самым опасным врагом оказался самый тихий: в проклеенных швах лодки поселялись ракушки, росли они быстро и могли порвать материю судна.
Сверху палило солнце, а одежда была постоянно мокрой. Из-за одежды кожа покрывалась гнойниками, прела, отваливалась курками, ногти вросли в пальцы до страшной боли.
И вот земля на горизонте – заветный Барбадос, конечная точка экспедиции. Но Бомбар был опытным путешественником и не спешил покидать лодку. Он знал, что многие трагедии случаются именно на подходе к берегу. Так случилось и в этот раз: прямо перед ним возле берега причаливал баркас с рыбаками, которых вместе с судном накрыло огромной волной. Они все погибли. Бомбар обошёл остров и высадился со стороны более спокойного Карибского моря. Там его ждали две сотни местных жителей, но не затем, чтобы встретить героя, а чтобы ограбить его. Но Бомбар описывал это как момент счастья: он оказался среди людей, стоял на земле, и все столь ценные в открытом море вещи ему уже были не важны.
После окончания эксперимента он много раз заявлял, что пить морскую воду можно несколько дней подряд, если на пару дней чередовать её с пресной водой.
Не все были с ним согласны, а главным противником его заявления был врач Ханнес Линдеманн. В 1955 году он повторил путь Бомбара на деревянной пироге за 65 дней, а в 1956 году на байдарке прошёл от Лас-Пальмас до Сен-Мартена за 72 дня. Он сделал вывод, что пить можно только пресную воду. Он даже обвинял Бомбара за его заявление о морской воде, потому что эту историю подхватили журналисты, неся людям неверную информацию.
Ален Бомбар не пил морскую воду все два месяца, в общей сложности это было две недели. В остальное время заменой воды для него был рыбий сок, но здесь тоже были сомнения. Российский учёный Виктор Волович проводил исследования. по его словам рыба на 80% состоит из воды, но добыть её можно только с помощью пресса, но не просто отжимая руками. И из-за такой «воды» в организме будет слишком много солей и других веществ, которые можно вывести только пресной водой. С таким рационом почки откажут примерно на 4 сутки. Но многие в такой ситуации сходили с ума и совершали суицид раньше, чем у них отказывали внутренние органы.
Жизнь после экспедиции
После окончания экспедиции Бомбар написал книгу «За бортом по своей воле». Он доказывал, что на всех больших судах должны быть спасательные шлюпки. Так и случилось: в 1960 году в Лондоне проходила конференция по обеспечению безопасности мореплавания, где было закреплено решение о спасательных шлюпках. Вот только имя Бомбара там даже не прозвучало, хотя даже сами надувные лодки в народе называли «бомбарами». Но этому была причина.
Бомбар не оставлял идеи спасательных шлюпок и спустя годы после плавания. Осенью 1958 года во Франции недалеко от устья реки Этель он проводил показательное выступление для рыбаков. Всё шло хорошо, но одна волна перевернула лодку, где были он и ещё шесть человек. Все были в жилетах и относительно спокойно дождались спасателей. Их ошибкой было снять жилеты на борту спасательного корабля, а сами спасатели в вовсе были без них. В винтах запутался трос от надувного плота, набежавшая волне перевернула катер и 14 человек оказались в воздушном колоколе под ним. Бомбар смог вынырнуть и позвать помощь, но к тому времени 9 человек уже погибли. Бомбар и его сторонники доказывали, что это был несчастный случай. После этого на спасательные шлюпки для большей устойчивости добавили специальные карманы, куда набирается вода. И всё же репутация была испорчена и на конференции в Лондоне имя Алена Бомбара не прозвучало.
Он не бросил исследования: занимался изучением морской болезни у людей, свойства морской воды, боролся с радиоактивными и другими выбросами в море.