«Коммуна» (до 1922 года — «Волхов») - уникальное судно обеспечения ВМФ Российской Федерации - спасатель подлодок. Это старейшее судно - в боевом строю находится более века. Старейшее не только в России, но и в мире. 17 ноября 2013 года исполнилось 100 лет со дня его спуска на воду(1). Боевая летопись "Коммуны" полна героических страниц и удивительных историй. Но есть одна страница, изъятая из исторического формуляра судна...
Судно было построено на Путиловском заводе, а первым местом его базирования стал Ревель (ныне - Таллинн). "Волхов" был тогда, по сути, плавучей базой подводных лодок, транспортировал торпеды, топливо и др.
По своему прямому назначению судно впервые использовали летом 1917 года. В Аландских шхерах затонула подводная лодка АГ-15. Ее спасли, отремонтировали и ввели в строй. Всего же, за свою вековую службу "Коммуна" оказала помощь более чем сотне кораблям и подводным лодкам, было поднято более 150 затонувших объектов, включая десять подводных лодок.
Приведу тезисно несколько интересных фактов из жизни судна "Коммуна":
- В 1928 году "Коммуна" под командованием С. И. Рябкова подняла со дна Финского залива английскую подлодку L-55, атакованную в 1919 г. нашими эсминцами и подорвавшуюся на мине. Останки английских подводников передали на их родину, что вызвало тогда широкий общественный резонанс за рубежом.
- С марта 1942 года 32 водолаза судна "Коммуна" работали на ладожской Дороге жизни, судно участвовало в десантных операциях на Неве. Со дна подняли четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. Весь экипаж был награжден медалями "За оборону Ленинграда".
- В начале 90-х, когда происходил раздел Черноморского флота между Россией и Украиной моряки "Коммуны" одни из первых подняли на мачте Андреевский флаг.
- В 2022 году "Коммуна" обследовала место гибели крейсера "Москва".
- самый удивительный факт заключается в том, что уже более сотни лет судно не поддаётся коррозии (2).
Между тем, в биографии судна есть еще один необычный факт, но он изъят из исторического формуляра.
Давайте посмотрим - кто командовал "Коммуной"? Оказалось, что сведений о командирах уникального судна практически нет.
Читаем на сайте Черноморского флота: "Этим судном в разное время командовали: капитан 1 ранга Леонид Балюков; капитан 1 ранга запаса Анатолий Ишинов; капитан 2 ранга запаса Сергей Попов; врио капитана Геннадий Логвиненко".
Все правильно, но это командиры 80-х- 90-х годов. А ведь "Коммуне" уже 110 лет!
Самый большой пробел о довоенных командирах. Информации о них практически нет.
Попытаемся восполнить этот пробел.
Первым командиром судна «Волхов» был капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский.
Длительное время - с 1927 по 1942 г. - "Коммуной" командовал капитан 1 ранга Сергей Игнатьевич Рябков.
В мемуарах Ю.С. Руссина можно прочесть, что летом 1942 года на «Коммуне» произошла смена командира: "Капитан 1 ранга С. И. Рябков получил новое назначение, и в командование спасательным судном вступил капитан 2 ранга Г. А. Купидонов, который тоже приложил немало сил для обеспечения докования подводных лодок в таких необычных условиях" (3).
Но кто командовал судном до С.И. Рябкова?
Совершенно неожиданно ответ на этот вопрос нашел в книге заместителя Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Бориса Алексеевича Викторова. Он писал:
"24 ноября 1926 г. полномочным представителем ОГПУ в Ленинградском военном округе за шпионскую деятельность в пользу английской разведки были арестованы: командир спасательного судна «Коммуна» бригады подводных лодок морских сил Балтийского моря Клепиков Евгений Васильевич и его жена Клепикова Надежда Александровна.
Расследованием установлено, что в конце сентября 1926 года Клепиков при содействии своей жены через курьера-разведчика английской и финской контрразведок, бывшего казачьего офицера Тегенцева установил связь с одним из руководителей английской контрразведки по СССР в Финляндии, бывшим капитаном царского флота Четверухиным, в прошлом сослуживцем Клепикова по царскому флоту, и передал последнему ряд военных сведений секретного характера: о составе бригады эсминцев, какие из них находятся в строю, о вооружении и местонахождении крейсера «Рюрик», линейного корабля «Гангут» и сведения о новом торпедном приборе.
За переданные сведения Клепиков получил от английской контрразведки вознаграждение, ему было дано новое задание по сбору интересующих английскую контрразведку сведений(4).
Далее прокурор подробно описывал, как Клепиков собрал и подготовил к передаче в отпечатанном виде сведения о предполагаемом вступлении в строй эсминцев и их местонахождении, о составе подводных морских сил и операциях подводных лодок за летнюю компанию 1926 года, о новом полевом орудии, копии двух секретных приказов, секретных схем распределения учеников школ учебного отряда Балтийского моря, приложения к трем секретным приказам Реввоенсовета Республики, в том числе приложение к приказу № 445 «Штаты», рукописные сведения о торпедах, секретный справочник по морским силам СССР и т. п.
Все эти сведения, а также задания английской разведки, отпечатанные в виде вопросов, были обнаружены в квартире Клепиковых и изъяты при обыске.
А далее отмечалось:
Изобличенные вещественными доказательствами арестованные Клепиковы заявили, что начали заниматься шпионажем с целью улучшения своего материального положения. Дело слушалось в открытом судебном заседании, с участием прокурора и защитника. Военно-морской трибунал Балтийского флота приговорил Клепикова Е. В. и Клепикову Н. А. к расстрелу (4).
(1) Корабль был заложен 12 ноября 1912 года. 14 июля 1915 года на "Коммуне" был поднят Андреевский флаг. По состоянию на 2023 год судно находилось в составе ЧФ.
(2) Эксперты пришли к выводу, что столь крепкую сталь удалось получить методом воронения (оксидирования).
(3)Руссин Ю. С. Всю войну на «малютках». М.: Воениздат, 1988.
(4)Викторов Б. А. Без грифа «Секретно»: Записки военного прокурора. М.: Юрид. лит., 1990, с. 67. см. также. Военная контрразведка. История, события, люди. Кн. 1. М. 2008. С. 65.