Найти в Дзене
Записки эгоистки

Кредиты: искусство отказаться

Чем больше я живу, тем больше убеждаюсь: чаще, чем мошенники, звонят только банки. Причём с одинаковым посылом: «Вам одобрен кредит!», «Ваша карта с лимитом на сто тыщ миллионов готова!» Сегодня пошла в Сбер за новой дебетовой картой, а мне там вдобавок ещё одну выдают. Смотрю на Евгения, банковского сотрудника, а он с таким видом, как будто это нормально.

— Это что, сдача? — спрашиваю.

Евгений улыбается, но явно не понимает.

— Я пришла за картой, вы мне её уже дали. А вторая зачем?

— Ну, это просто так, как кошелёк можете использовать. Обслуживание бесплатное.

— Подождите. У меня уже есть одна Виза с кэшбэком милями и обслуживанием за 10 тысяч в год, вторая — МИР для получения госвыплат. Зачем мне ещё одна?

— Ну… у неё есть лимит, который вы можете тратить. Главное — вовремя пополнять.

— Стоп. Она кредитная?

— Ну… да, можно и так сказать.

— А как ещё-то?) Евгений, я не пользуюсь кредитами.

— Вообще?

— Вообще. А если вдруг что-то понадобится, а денег в тот момент не будет?

— Значит, не так уж и надо. — А если это что-то действительно важное? — не сдаётся Евгений.

— Хотите узнать моё мнение?

— Очень хочу.

— Когда мы чего-то хотим, это как внутренний огонь, который нас наполняет. Всё вокруг начинает помогать желанию сбыться. Я иду к своей цели и уже в пути чувствую себя счастливой. По дороге могу начать новый проект, раскрыть таланты, встретить удивительных людей. Это путь, который делает меня готовой к результату и сам по себе уже многое даёт. А можно взять кредит… и потерять всё это.

— Зато не придётся ждать и тратить время.

-2

— Ловушка. Да, я получу желаемое сразу, но через месяц буду думать о платеже. Радости это принесёт немного. Ведь это противоестественно — обладать тем, за что ещё долго придётся платить. Вместо радости появится тревога: как не лишится платежеспособности, не потерять приобретенное. Возникает бессознательный страх от обладания чем-то не по праву. А чтобы эту тревогу успокоить, хочется винца выпить или кальян покурить (кому что ближе). Любой доступный способ лишь бы заглушить внутренний голос. Лучше уж я буду шаг за шагом идти к своей цели. Она мотивирует сама по себе.

— А если вы уже исполните мечту и пойдёте к следующей?

— Ага, а вместо мечты — платежи по кредиту. Это не вдохновляет. Трудно творить и гореть глазами ради погашения долга. Так я утром просыпаюсь и радуюсь новому дню, своему пути. Хочу сделать больше, жить, действовать. А если возьму кредит, то все — цели нет, есть только обязательства. А они не вдохновляют. Наоборот, придется пинать себя, чтобы злой дядя-пристав не пришёл и не отобрал последнее.

— Так вы считаете, что все кредиты — зло?

— Ну, не все. В бизнесе они, возможно, могут быть полезными при правильных условиях. Ипотеки — да, это, может быть, оправданно. Тревога, конечно, тоже будет, но хотя бы логично. А для многих это чуть ли не единственный способ обзавестись жильём. Но потребительский кредит ради новой сумочки или телефона — нет.

— А обучение? — Для меня это тоже нет. Если ты готов к обучению, то деньги на него найдутся. Мир перевернётся, но ты найдёшь ресурсы.

— Спорное мнение.

— Согласна. Но никому не навязываю. Хорошего дня, Евгений. Одну карту беру, вторую оставьте.

Я вышла из банка, размышляя о Балабанове.
Алексей Балабанов ещё задолго до известности, связанной с фильмом «Брат», четыре года мечтал реализовать свой смелый проект «Про уродов и людей». Сценарий был завершён в 1993 году, но из-за его тяжёлого и скандального содержания найти финансирование было невозможно. Тогда Балабанов решил заработать средства самостоятельно.

В 1997 году он начал съёмки «Брата», вложив свои деньги. Бюджет был крайне скромным — менее миллиона рублей. Съёмочная команда и актёры трудились за символическую оплату или вообще бесплатно. Хотя идея фильма родилась спонтанно, сценарий был написан за несколько дней, а сам фильм сняли за месяц. Итог оказался успешным — «Брат» стал коммерческим хитом и открыл Балабанову новые возможности.

Успех «Брата» позволил Алексею наконец-то обратить внимание на его давний проект «Про уродов и людей», который он реализовал в 1998 году.

Если бы у Балабанова не было этой мечты, или он бы решил взять кредит на её воплощение, то возможно, мы никогда бы не услышали культовую фразу: «Мальчик, водочки нам принеси, мы домой летим».

Фильм «Про уродов и людей» не стал массовым хитом, как его предшественник, но он нашёл свою нишу и занял важное место в карьере режиссёра. Возможно, если бы «Брат» не открыл для Балабанова двери, этот проект так и остался бы в тени.

Благодаря тому, что Балабанов уже завоевал признание и доверие зрителей, у него появился шанс донести до публики своё провокационное творение.

Сам путь — с его вызовами и победами — напрямую повлиял на то, каким получился результат.