Раньше у нас на кухне висела картина, которая у многих вызывала вопрос. Он касался не содержания, с ним все понятно- эдакий концептуальный натюрморт. Регулярно приходилось слышать: «Как это вы так удачно подобрали картину под стены?» Всегда отвечала, что мы просто сделали наоборот - цвет стен подобрали под картину. Выбрали один из фоновых цветов на изображении и покрасили стены комнаты этим же цветом. Потом разместили картину на стене, подсветили точечным светильником и она стала задавать общее тематическое направление и цветовое решение на кухне. 17 лет любовались тем натюрмортом и он не надоел. Но все-таки пора меняться.
Решила не отходить от этого принципа и начинать текущий ремонт с такого же шага. Но только выбором картины на этот раз не обошлось, добавились еще несколько ориентиров.
1. Изображение должно вызывать позитивные, спокойные и максимально понятные эмоции.
2. Уже есть столовый набор посуды: простой и бюджетный. Менять его не хочется. А вот связать изображение с ним наоборот очень хочется.
Со вторым пунктом все предельно понятно, по первому уточнение: считаю, что он принципиален в таком сочетании когда в семье есть ребенок. При этом не важно сын, дочь, внучка или внук. У нас, кстати, внучка бывает наездами. Для нас важно ее будущее и мы стараемся внести в него позитив. Детские годы – период формирование личности. Это очень многогранный процесс. Важно все, вплоть до изображений, которые ребенок периодически видит. Мы взрослые не можем держать под контролем абсолютно все в жизни ребенка. Но частично акцентировать его внимание на конкретной графике нам вполне под силам. Так пусть она будет понятна и позитивна для него. Картина может стать смысловым ядром в ассоциациях, которые будут вызывать воспоминания о детстве в дальнейшем. Под нее не только цвет стен и стиль комнаты можно подобрать. Под нее подберется канва детских воспоминаний. Непроизвольно она будет связываться и заполняться моментами, которые будут создавать цельное полотно в памяти под названием «Мое детство». Чем позитивней оно будет, тем больше шансов на успех и благополучие во взрослой жизни. Важно, чтобы ребенок считывал эмоцию, заложенную художником. Абстрактные и сюрреалистические изображения не доступны его пониманию. Тренды и приоритеты в графике для оформления интерьера приходят и уходят. Не вижу смысла слепо следовать им, если при этом теряется драгоценное время и возможности в формировании психики полноценного члена семьи. Да, сегодня актуален абстрактный экспрессионизм. Повесим картину в этом стиле и что? В лучшем случае у ребенка отложатся в памяти какие- то очертания, в которых он будет угадывать предметы. Воображение развили? Для этого существуют сотни более приемлемых игр и занятий. А вот то, что у ребенка сложится ассоциативный ряд с запутанностью и непонятностями, связанный с общением с родными – это вполне возможно. Особенно сегодня, когда информационная перегрузка выбивает из колеи даже взрослых, не то что детей. В крайнем случае сюжет на картине может быть нейтральным, просто приятным для глаз. Но все-таки достаточно понятным при этом.
Мне кажется, что такой подход может стать основой интерьера в русском стиле. Он предполагает учет особенностей тех, кто в нем будет проживать не только с точки зрения их комфорта и удобства, но и их высшие психологические функции: память, осознание, восприятие и т.д.
Считаю сам факт наличия картин в оформлении жилища отличительной чертой русского стиля. Речь идет именно о картинах. Постеры – это не наша история. Семейные фотографии – да, они в теме. Но постеры чужды. В России всегда отдавали предпочтение живописи. Даже если это была промышленная репродукция. Не могу говорить за всех, но в моем советском детстве не было ни одного дома, в котором не было картин. Разные – отпечатанные в типографии и помещенные в раму, выполненные знакомым художником – они были всегда. И речь идет не о среде городских интеллигентов, а о простых сельских жителях, коими мы по факту и являемся по сей день. Самая запоминающаяся встреча с искусством произошла не в музее, а в простой деревенской избе. Однажды бабушка пошла в гости к знакомым, жившим в соседнем селе. Не знаю, с какой целью взяла меня с собой, но тот дом запомнила на всю жизнь. Он был простой, небольшой и неказистый снаружи. А внутри… На стенах висели картины. Много. Большие. Стены были увешаны ими почти до потолка. Не помню лиц обитателей дома, только их очертания. Невысокие и приветливые бабушка и дедушка. Не помню сюжеты картин, только ощущение, что дух захватывает. Думаю, что это были печатные репродукции. Увидеть их в таком количестве в глухой деревне – это чудо. Ощутить ту трогательность и заботу, с которыми к ним относились старики - тоже чудо. Очень благодарна бабушке за то, что взяла меня тогда с собой.
У нее тоже были репродукции картин. «Аленушка» В. Васнецова всегда погружала в грусть. Хорошо, что ее компенсировал позитив девушки, изображенной на картине К. Брюллова «Итальянский полдень».
Думаю, что современный русский стиль в интерьере начинается с живописи. Не важно начинающий это художник или состоявшийся мастер. В определенной степени не важно оригинальная эта работа, копия или репродукция. В конечном итоге это просто вопрос цены и актуального уровня благосостояния. Важна тема и содержание работы. Их выбор учитывает потребности самых слабых и незащищенных домочадцев: детей, стариков, инвалидов. Даже в паре мужчины и женщины есть тот, кто слабее. Ему нужна опора в визуальном стимуле.
Но если очень-очень хочется повесить копию В. Кандинского или Р. Магритта, а в доме проживает ребенок? Думаю можно это сделать, но в этом случае важно полноценно уравновесить свою хотелку понятной и позитивной картиной, рассчитанной на детское восприятие. Только висеть она должна не в детской, а в где-то месте сосредоточения всей семьи. В таком случае установится положительная связь между изображением и семейным времяпровождением.
С учетом всего вышесказанного выбрала изображение на кухню. К. Маковский «Боярышня. За чаем». Пусть это репродукция, купленная на маркетплейсе. Но она подходит под все параметры. Девушка на картине сосредоточена на своем занятии, эмоции позитивные и радостные. Здоровье и молодость – это основные характеристики изображения. Возможно через одеяние присутствует слишком явный отсыл к русским традициям. Но отказываться от репродукции только из-за этого не стала. Особенно с учетом стремления реализовать русское направление в обустройстве комнаты.
Приятным бонусом идет, что наш комплект посуды не конфликтует с изображением. Очень хотелось бы иметь эту работу, написанную кистью. Возможно в дальнейшем решим этот вопрос. Все-таки печать так и остается печатью, в любом случае с годами будет выцветать. А мы уже в том возрасте, когда задумываешься о том, что оставить внукам из приятных бытовых воспоминалок. Конечно, в юности они этому не придадут значение. А вот со временем может и аукнуться.