Найти тему
Alterlit Creative Group™

Обзор фильма «Затерянные»: Возвращение в «Город Зеро»

В прокате — новая кинокартина Романа Каримова. В 2010-м году режиссёр ярко заявил о себе «Неадекватными людьми», в 2011-м укрепил свое имя в режиссуре криминальной комедией «Вдребезги», а в 2013-м выдал хит — «Всё и сразу». А вот дальше карьера пошла неровно. Сомнительный хоррор «Чёрная вода», слишком стремящаяся к формату ТНТ комедия «Гуляй, Вася!», не особо нужное продолжение «Неадекватные люди 2» и запоздалая ковидная драма «Дыхание». С таким разношерстным багажом жанрового опыта Каримов вернулся в артмейнстрим с абсурдистской драмой «Затерянные».

Жанр: триллер, детектив

Продолжительность: 1 час 39 минут

Автор сценария и режиссёр: Роман Каримов

В ролях: Егор Корешков, Никита Кологривый, Артём Цуканов, Даниил Толстокулаков, Серафима Соловьёва, Александр Киргинцев, Сергей Ершов, Дмитрий Сафронов и другие

Производство: Россия

Год: 2024

16+

Роман Каримов никогда не скрывал своей любви к фильму «Город Зеро» (1988) Карена Шахназарова. Но если в позднесоветском шедевре герой Леонида Филатова оказывался в сюрреалистическом пространстве один одинёшенек, то у Каримова командировочных горемык сразу четверо.

Кадр из кинофильма «Город Зеро» (1988), реж. Карен Шахназаров

-2

Андрей (Егор Корешков), Сергей (Никита «куда же без него» Кологривый), Валера (Даниил Толстокулаков) и Аброскин (Артём Цуканов) — коллеги. Они терпеть друг друга не могут. Каждый из них грезит повышением. Единственный путь по карьерной лестнице лежит только через головы соперников. Каждый из четвёрки это знает. И босс, которому больше подойдёт определение бес (Евгений Харитонов), тоже это прекрасно понимает. А ещё он, мягко скажем, весёленький персонаж. Крепкий любитель созерцать чужие подлости, унижения и прочие непотребства бьющихся за должности недалёких воротил-марионеток.

Он ставит перед героями простейшую, но и важную задачу: отправиться в командировку на переговоры с китайскими партнёрами, напоить их в бескомпромиссных стенах рестораций и убедить подписать договор. Но самая мякотка — в финальном рывке: кто первый принесёт злополучную бумажку с подписью, тот и ферзь. Что называется, игра началась!

С задачей «напоить китайцев» герои справляются ловко — тут не отнять. В угаре неофициальной части деловой встречи они даже на короткий миг покажутся зрителю верными товарищами. Но это ненадолго.

-3

На обратном пути в Москву у горе-предпринимателей глохнет машина посреди безлюдной глуши. Начинается квест по добыче бензина. Но на заправке с них требуют тару, а в магазине за тару — наличку. Единственный банкомат с аппетитом проглатывает карточку. Вернувшись к машине, многострадальный квартет обнаруживает груду металлолома вместо своего транспортного средства. Куда? В полицию! Но в местном отделении не до аварии — господа полицейские репетируют там джаз (привет «Человеку из Подольска»). А вокруг то ли «Топи», то ли «Сайлент Хилл», то ли всё тот же «Город Зеро». Москвичи, оставшись без привычных атрибутов комфортной жизни — читай, оказавшись в «остальной России» — попадают в лимб, в кафкианский кошмар, в гоголеаду. Или же просто в российскую глубинку.

Визуально «Затерянные» приветствуют, перекликаются с «Отпуском в октябре» Романа Михайлова. Туманностью, бредовостью, температурой, если позволите, с «Петровыми в гриппе».

-4

У Шахназарова Зеро был городом чистого абсурда, никак географически не привязанного ни к каким понятиям. Каримов же проводит чёткую параллель между МКАД и, так скажем, «замкадьем», являя его чуть ли не как иномирье. Выдаёт столицу городом-государством, за пределы которого выбираться попросту неразумно. Такая сценарная конструкция — с подобной социальной подоплёкой — вредит фильму. Излишняя назидательность валит мистическую составляющую набок, выбивает из пальтишек главных героев пыль мамлеевской атмосферы и подсовывает широкими мазками исполненную провинцию, утопающую в саморефлексии. Для ненасмотренной аудитории история в «Затерянных» может даже не на шутку удивить такой подачей: того и гляди, вынырнут из-за угла лавкрафтовские рыболюди. Заядлые же киноманы мгновенно считают вторичность и никого из-за углов поджидать не станут. К тому же Каримов не справляется с высоким градусом абсурда и поэтому разбавляет повествование мелодраматическими эпизодами, страшно выбивающимися из общей канвы.

У Егора Корешкова и Никиты Кологривого получился достойный актёрский дуэт противоположных характеров. За их персонажами действительно интересно наблюдать.

-5

Невольных гостей «Города» — притягивает неспешность, отсутствие всякого смысла карьерной гонки. Чем больше времени они проводят в этом «диком» месте, тем меньше хотят из него возвращаться. А то и вовсе — начать именно здесь всё сначала. С чистого листа. Андрей, Сергей, Валера и Аброскин начинают погружаться в воспоминания беззаботного детства. И эти эпизоды отчего-то совершенно не получились у режиссёра — что ни флешбэк, то провисание в сюжете. Очарование сюрреализма сходит на нет, и зрителя начинают раздражать упаднические диалоги героев, якобы очищающихся от налёта мегаполиса. Действо превращается в какую-то комедию выгорания. А финал и вовсе немедленно напоминает, что сейчас был посмотрен фильм от режиссёра комедий «Днюха!» и «Вдребезги» (последний, кстати, не так и плох) — лобовой, пошловатый, вполне предсказуемый.

-6

«Затерянные» — мечта Каримова-киномана вернуться в «Город Зеро», заманив с собой зрителя. Отчасти, это у него получилось: в некоторых эпизодах хочется перенестись в созданный режиссёром мир и даже поучаствовать в праздновании Дня Города, к которому перманентно готовятся его жители. При всех озвученных шероховатостях эта застольно-философская новелла о месте, из которого нельзя сбежать (вспоминаем «Извне», «Сосны») более чем смотрибельна и щедра на эмоции. Но никто из решившихся на просмотр не застрахован от вопроса, которым задаётся герой Даниила Толстокулакова: «А не фальшивка ли всё, что сейчас происходит?»

Автор: Продолговатый ящик для сайта Alterlit.ru