Когда-то много веков назад индейскому богу Вари не понравилось поведение подвластного ему народа Уру - уру, и он послал на него войной гигантских змея Бибора, жабу, кондора и муравьев. Чудовища обложили древний город Урус со всех сторон. Змея — с запада; с севера — Жаба; Кондор — с юга, а муравьи — с востока, казалось, что народ обречен. Но вдруг в сиянии с небес сошла Богородица. В руке у нее был острый меч, которым она разрубила на три части Бибору, Кондора и Жабу. А все, что от них осталось, было превращено в камень, а муравьи стали песком безводной пустыни, начинающейся сразу за городом. После одержанной победы Спасительница исчезла, растворившись в сумраке заброшенной угольной шахты. А благодарные жители Уруса возвели на том месте церковь в честь Девы Марии или Марии де Сокавон «Покровительницы рудокопов», и решили каждый год проводить карнавал, в память о счастливом спасении.
В этой легенде тесно переплелись сюжеты языческой и христианской мифологии. Что впрочем, неудивительно для стран Латинской Америки. История этого синтеза скрывается за пятью веками совместного существования культуры местных племен с европейскими насаждениями Нового света. Еще в доколумбовскую эпоху, более 2000 лет назад, на территории современной Боливии жили индейцы аймара, а позже и инки. Раз в год, они стекались в Урус, ныне Оруро, с единственной целью - провести этом священном месте магические ритуалы, посвященные Матери-земле. Языческая религия возвышалась, пока в 16 веке древние земли не завоевали испанские колонизаторы. Регион был богат минеральными ресурсами, поэтому коренное население взяли в рабство и заставили расхищать богатсво своей земли. Но конкистадорам было мало физического подчинения, поэтому они обратили индейцев в христианство. Но Андские боги и древние традиции не покинули свой народ. С тех пор и по сей день древние божества скрываются за христианскими иконами наряду с новоявленными богами, оставаясь всегда рядом с индейцами – и в жизни, и в нелегком труде. Образ матери - земли трансформировался в символ Девы Марии, а божество Вари он же «Бог Гор» стал отождествляться с дьяволом. При этом около 90% населения являются приверженцами католицизма.
Необычно, что в мифологии индейцев нет абсолютного Добра, как и Абсолютного Зла. Божество Вари – можно было бы причислить к истинному злу, но в то же время он может покровительствовать и оберегать. Индейцы уру-уру понимали, что удача шахтера, добывающего минералы из недр Альтиплано, полностью зависит от него. Поэтому они старались показать Вари свое уважение, называли дьявола Эль Тио то есть по-доброму величали его «дядюшкой», сегодня, как и века назад в шахтах стоят его изваяния, ему воздают почести.
Так, древний ритуал символизирующий благодарность Матере-земле или Деве Марии за спасение, превратился в традиционный боливийский карнавал, находящийся под защитой ЮНЕСКО как «устно-визуальное достояние человечества». Свое название он получил по имени главного праздничного танца – «танца дьявола», который исполнялся в рогатых масках и отражает противостояние добра и зла. Ежегодный карнавал начинается на закате зимы — за 8 дней до начала католического Великого поста. В это время сюда съезжаются жители со всей Боливии, около 30 тысяч танцоров и 10 тысяч музыкантов. За неделю до начала буйства участники идут в церковь Марии де Скавон и приносят торжественную клятву танцевать в ближайщие три года. Затем в пятницу, накануне карнавала, происходит ритуал очищения, когда Деву Марию переодевают на ближайший год и проводятся различные ритуалы. А уже с восьми утра следующего дня начинается сам карнавал.
Дождливая прохлада главной улицы разрывается раскатами музыки, вариациями голосов и рассыпается гулом счастливой толпы. Во главе ряженной колонны танцует Архангел Михаил ведущий демонов и чертей на покояние к Богородице. С дикими воплями шествуют демоны символизирующие человеческие грехи, за ними величественные дети солнца - инки, конкистадоры, ангелы и невообразимые мифические животные такие как медвель Осо. В танце и песне они воплощают события с начала времён существования индейцев.
За каждым коллективом следует оркестр, а публика веселиться, обстреливая друг друга шариками с водой и поливая пеной. Во всем этом, яркими пятнами мелькают настоящие произведения искусства: костюмы, вышитые золотыми узорами, змеями, росписями, усеянные цветными камнями и рюшами. Буйство демонических проявлений сливается с бесконечным ритуалом, вводящим зрителей и участников в состояние подобное трансу. Словно древняя сила, вибрация тел и энергий несет этот пестрый поток по улицам, он разражается песнями, ароматами местного пива и радостными воплями. Как и предполагает карнавал, мир переворачивается, мифическая когорта спускается на землю и реальность теряется где-то во вчерашнем дне. Но а апофеозом разноцветного парада нечисти становится всеобщий акт паломничества к церкви Святой Девы Марии в центре города Оруро. Такая кульминация символизирует победу добра над дьяволом и силами зла. Переступив порог церкви, черти перестают быть чертями и снимают рогатые маски. Друг за другом все подходят к алтарю. И, как это заведено в католических святынях стран Южной Америки, последние метры на пути к иконе верующие преодолевают на коленях. А у входа тем временем вовсю продолжаются языческие пляски и развесёлый маскарад.
Спасибо за прочтение!