Кронштадтская водолазная школа, учреждённая 23 апреля (5 мая) 1882 года, стала первой в России государственной водолазной школой, готовящей водолазных специалистов – офицеров и нижних чинов – для Морского ведомства.
За период с 1882 по 1917 годы в ней было подготовлено 112 офицеров, 9 морских врачей и несколько тысяч водолазных специалистов нижних чинов. Кроме того, в учебном заведении проходили обучение морские офицеры Греческого и Болгарского флотов.
Уже в первые годы существования школы её руководством и преподавательским составом были успешно решены задачи, связанные с налаживанием учебного процесса, обеспечением слушателей учебными пособиями, созданием материальной базы, учебных программ и нормативной документации.
На протяжении 35 лет, вплоть до революционных событий 1917 года, учебное заведение неуклонно развивалось и совершенствовалось, что обусловило высокий технический уровень и мастерство российских водолазных специалистов, сделавших Кронштадтскую водолазную школу к началу ХХ века ведущим центром обучения водолазному делу не только в России, но и в мире.
23 апреля (5 мая) 1882 года на основании представления Инспекторского департамента Морского ведомства, Адмиралтейств-совет утвердил создание Кронштадтской водолазной школы при Учебно-минном отряде Балтийского флота и её штат.
Для размещения учебных классов было выбрано здание одного из провиантских магазинов (складов) на Деловом дворе Кронштадтского Адмиралтейства (здание бывшей 3-й парусной мастерской, 1785–1786 годов постройки, архитектор М. Ветошников).
Здесь были оборудованы: учебные классы, металлический бассейн (гидротанк) для тренировки учебных водолазных спусков в зимнее время, помещения для хранения водолазного снаряжения, мастерская для его ремонта, физический кабинет, фотолаборатория, компрессорная и электрогенератор (динамо-машина), токарные и слесарные мастерские, библиотека и лазарет.
Изначально пред школой ставились исключительно учебные цели. С первых же дней её руководству и преподавательскому составу пришлось решать задачи, связанные с налаживанием учебного процесса, обеспечением слушателей учебными пособиями, созданием материальной базы, учебных программ и нормативной документации.
Одним из важных итогов этой деятельности стала разработка комплекса отечественной учебной литературы (учебников, учебных пособий и методических указаний), касающихся как основ физиологии и гигиены водолазных спусков, так и материально-технической базы водолазного дела.
Тогда же была начата большая научно-исследовательская работа коллектива школы, в результате которой были сформулированы технические требования как к водолазному снаряжению и оборудованию в целом, так и к отдельным его частям. На основе этих требований были разработаны способы усовершенствования водолазного снаряжения и организовано его производство на российских заводах (в частности, на Адмиралтейских Ижорских заводах).
Начиная с середины 1880-х годов, специалистами Кронштадтской водолазной школы предлагались и внедрялись в практику новые образцы водолазного снаряжения. Например, доктором Ф. И. Шидловским – автоматические клапаны для водолазной рубахи; лейтенантом Е. В. Колбасьевым – системы подводного освещения и телефонной связи; капитаном 2-го ранга А. А. Кононовым – глубоководная водолазная помпа и водолазные боты (шлюпки); капитаном 2-го ранга М. К. фон Шульцем – телефонные станции, станции подводного освещения и подводный железоискатель. Врачи и офицеры-инженеры учебного заведения создали ряд медицинских приборов, позволяющих оценить состояние водолаза непосредственно под водой.
Кронштадтская водолазная школа неоднократно участвовала во всероссийских и международных выставках, демонстрируя свои достижения в области технического обеспечения и гигиены водолазного дела: в Чикаго (США, 1893), Антверпене (Бельгия, 1894), Нижнем Новгороде (1896), Париже (Франция, 1900), в Санкт-Петербурге (1913). Школа или её специалисты были неоднократно отмечены почётными грамотами или наградами.
Водолазное снаряжение и оборудование, разработанное в стенах Кронштадтской водолазной школы, позволило существенно расширить возможности водолазов, связанные с выполнением работ под водой, значительно увеличив глубину водолазных погружений. Потому на рубеже XIX и XX веков перед коллективом Кронштадтской водолазной школы всё чаще ставились задачи, связанные со спасением судов, севших на мель, или с поиском и подъёмом затонувших судов.
Так, в 1894 году специалисты водолазной школы осуществляли поиск пропавшего броненосца береговой обороны «Русалка». Офицерами школы были предложены и опробованы новые способы ведения поисковых работ, осуществлены водолазные спуски на рекордные для тех лет глубины. Зимой 1896 года кронштадтские водолазы принимали участие в работах на Большом Кронштадтском рейде, связанных со снятием с мели крейсера 1-го ранга «Россия». С 1897 года полигоном для испытания предлагаемого водолазного оборудования стал эскадренный броненосец «Гангут», затонувший на Транзундском рейде в Выборгском заливе. Зимой 1899–1900 года водолазная партия Кронштадтской водолазной школы участвовала в спасении броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», ставшего на камни у южной оконечности острова Гогланд. При этом проводились подводные взрывные работы и испытания пневматического оборудования.
В 1900-х годах специалисты Кронштадтской водолазной школы осуществили целый ряд значимых спасательных работ: подъём эскадренного броненосца «Орёл» в Кронштадте (1904) и затонувшего в Неве пассажирского парохода «Архангельск» (1907); снятие с мели броненосного крейсера «Рюрик» у мыса Стейнорт (Акменьрагс, Латвия) (1908); расчистку каптажа «Нарзан» в Кисловодске (1908) .
Поистине уникальной стала операция, связанная с подъёмом носовой части подводной лодки «Камбала», затонувшей в 1909 году на подходе к Стрелецкой бухте Севастополя. Будучи командированными на Черноморский флот, кронштадтские специалисты применили ряд нестандартных технических решений и осуществили успешные водолазные работы на рекордных глубинах. Подъём носовой части «Камбалы» стал первым в мире случаем судоподъёма с глубины почти 60 метров.
С началом Первой мировой войны ученики Кронштадтской водолазной школы занимались дноуглубительными работами в Густавсвертском и Лонгернском проливах, решая стратегически важную задачу прохода линейных кораблей в гавани Гельсингфорса. Тогда же, в 1914 году, пытаясь снять с мели у мыса Оденсхольм (Осмуссаар, Эстония) германский крейсер «Магдебург», кронштадтские водолазы подняли с глубины сигнальные книги и лоции. Для военной разведки это была большая удача, повлиявшая на дальнейший ход войны.
Только в 1914–1915 годах специалисты Кронштадтской водолазной школы неоднократно спускались у линейного корабля «Андрей Первозванный» (1914) и крейсера 1-го ранга «Рюрик» (1914, 1915), получивших серьёзные повреждения корпуса вследствие навигационных ошибок. В мае – июне 1915 года был осуществлён подъём сгоревшего в гавани Гельсингфорса пассажирского парохода «Боре II», а зимой того же года водолазная партия, командированная в Йоканьгу, провела спасательные работы на английском вспомогательном крейсере «Arlanza».
Спустя год после революционных событий 1917 года Кронштадтская водолазная школа была переведена из Кронштадта сначала в Петроград, затем в Саратов, Казань, Вольск, снова в Петроград, а потом на Чёрное море: в 1924 году в Севастополь, через год в Балаклаву.
По материалам биографического справочника «Кронштадтская водолазная школа 1882-1917», Мельников Ю.А., Мельникова А.Ю.