И снова о дворянских титулах и о британских странностях! Как справедливо отмечают комментаторы,
«все у них там на левую сторону».
На сей раз мы расскажем, как гордые английские лорды наследуют свой статус. До 1999 года обладатели титулов — от барона до герцога — наследовали и места в палате лордов. Вот моя обзорная статья:
Разные титулы лордов наследуют... по-разному. Действуют две модели (кстати, ни одна из них не похожа на английский порядок престолонаследия).
Общая черта этих моделей (обычный случай для Европы): майорат и неделимость титула. Герцог Норфолк или граф Арундел может быть только один, обычно это старший сын прежнего графа или герцога.
Но есть детали!
Модель №1. Только мужская линия!
Герцоги, маркизы и виконты, почти все графы, некоторая часть баронов передают свой статус только по мужской линии. Допустим, герцогство может наследовать только прямой потомок (сын, внук, правнук…) первого из герцогов. Если потомков по мужской линии не осталось, то этот титул считается угасшим (extinct). Титулы в прошлом часто исчезали и по другим причинам (например, forfeit — конфискация как кара за измену).
Король может пожаловать титул с тем же названием снова, но это будет уже вторая креация, и отсчет начнется заново (1-й герцог Бекингем, 2-й герцог Бекингем и т. п). И таких случаев бывает очень много. Например, титул «граф Линкольн» создавался восемь раз, для разных фамилий (1141, после 1143, ок. 1149, 1217, 1349, 1467, 1525 и, наконец, 1572 годы).
Большинство таких титулов довольно быстро угасает. Но если они существуют долго, то фамилии обычно разрастаются, возникает большое количество младших ветвей — как правило, менее богатых и известных. Если старшая ветвь угаснет, громкий титул перейдет к следующей по старшинству.
На практике все это значит, что место в палате лордов может наследовать… десятироюродный брат прежнего лорда.
Реальный случай из истории Клинтонов, графов Линкольн (восьмая креация). Когда в 1988 году вымерла старшая линия рода, место в палате лордов получил представитель младшей ветви — австралийский инженер, сын моряка. Последним общим предком 17-го и 18-го графов Линкольн оказался 2-й граф, умерший 372 годами ранее. Свалившееся на голову пэрство было сюрпризом для наследника, который обо всем узнал от представителя прессы.
Похожий сюжет появляется и в сериале «Аббатство Даунтон»: наследником вымышленного английского графа стал дальний родственник — скромный юрист. У графа есть три дочери, но сделать одну из них графиней можно… только выдав замуж за законного наследника!
Диковинный обычай? С точки зрения «современных людей» — да, с точки зрения европейской аристократии — нет.
Гораздо необычнее — модель наследования №2.
Модель №2. Женщины тоже наследуют... но есть проблемы!
Другой закон о наследовании относится ко множеству баронских титулов (и к двум или трем графским — например, граф Арундел). Они могут передаваться и по женской линии.
С чем связано это различие? Достоинство лорда в прошлом можно было получить двумя путями:
- by letters patent (специальной грамотой, в которой пожалован титул);
- by writ (простым вызовом в палату лордов).
Бароны (или просто «лорды») — младшие члены палаты, которых было больше всего — долгое время получали свой титул by writ, и это было связано с другими нормами наследования, которые сохраняют юридическую силу и в наши дни. Если у лорда нет сыновей, то его статус переходит к дочери (а не к младшему брату), и она делается баронессой suo jure, то есть не по мужу, а сама по себе.
По женской линии баронии могут переходить из рода в род, в истории старинных титулов это бывало много раз. Яркий пример — самые древние английские баронии де Рос и ле Диспенсер (существуют с 1264 года). Первая принадлежала по очереди восьми, вторая — пяти разным фамилиям.
Такой порядок наследования кажется не слишком экзотичным. Более того: по очень похожим правилам в Британии наследуют и королевский титул. Но…
Есть одно важное различие!
Abeyant. Баронии в ждущем режиме
Титулы английских лордов, как мы помним, нераздельны и переходят к старшим сыновьям. Однако при наследовании по женской линии правило о майорате не работает. Если наследниц больше, чем одна, сестры по-сестрински делят отцовские владенья, титул же…
Титул — не достается никому.
Действительно, какой из сестер его возможно передать, если нет права первородства? А разделить баронию нельзя: не может быть одновременно двух владетельных леди де Рос или ле Диспенсер.
Барония… не исчезает, а переходит в состояние abeyance (титул существует, но у него сейчас нет владельца). Английский термин abeyance переводится как «ожидание» или «состояние ожидания». Впрочем, я не знаю, есть ли в русском языке устоявшаяся традиция, как этот термин переводить.
Если останется только одна сестра, а прочие умрут без наследников, режим «ожидания» прекратится, появится новая баронесса. В противном случае этот режим может длиться веками. Наследники сестер обычно помнят о своем родстве и притязаниях.
Прервать режим ожидания (terminate abeyance) может английский король, по своей воле отдав предпочтение той или иной линии. Отличный способ наградить кого-то!
Случается, монарх решается to terminate abeyance спустя несколько сот лет. Так в 1839 году королева Виктория восстановила титул барона Камойс после 413 лет «ожидания».
Этот обычай очень странен. Если я не ошибаюсь, за пределами Британских островов его нет нигде.
Dormant. Титулы в спящем режиме
Английская аристократия — это мир, где все сто раз подсчитаны и переписаны. Да-да, начиная со Средневековья! Так обстоит дело и с источниками, и с генеалогической наукой (тем, кто интересуется русской генеалогией, приходится грустно вздыхать).
Однако даже здесь порою возникает неопределенность. Если титул очень стар.
В 1141 году королева Матильда произвела лорда-камергера Англии Обри де Вера в графы Оксфорд. Его потомки по мужской линии владели титулом больше пяти веков, пока в 1703 году не умер еще один Обри де Вер — 20-й и последний граф.
Фамилия как будто угасла. И все-таки не было полной уверенности, что не объявится законный наследник первого из графов. Поэтому титул «граф Оксфорд» с 1703 года считается не угасшим (extinct), а «спящим» (dormant).
Конечно же, топоним Оксфорд оказалось слишком «вкусным», и короли его использовали, создавая новые титулы… но немного другие. В 1925 году бывший премьер-министр был пожалован в графы Оксфорд и Мортимер... но не просто «Оксфорд»! А вдруг настоящий граф Оксфорд объявится?
См. мою подборку о дворянских титулах и о монархах:
Все статьи по рубрикам: