Все ценители искусства Ренессанса наверняка слышали о знаменитой фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Однако, возможно, не все знают о скрытых посланиях и тайнах, которые таятся в этом произведении.
Существует предание о том, как Леонардо да Винчи пытался найти натурщика для своих картин, изображающих Иисуса Христа и Иуду.
Однажды, находясь в церкви, Леонардо услышал пение хора и обратил внимание на юношу, который показался ему просто идеальным для образа Иисуса. Художник пригласил его в свою мастерскую для создания набросков.
Прошло три года, но Леонардо все еще не завершил свою работу, так как не мог найти подходящего натурщика для образа Иуды. А заказчик, герцог Лодовико Сфорца, уже начал настаивать на том, чтобы он закончил картину в ближайшее время.
После долгих поисков, художник заметил еще молодого человека, который был пьян и лежал в сточной канаве. Он был грязен оборван и выглядел очень измождённым.
У Леонардо не было времени на этюды, поэтому он велел своим помощникам немедленно доставить оборванца в собор. Бродяга не мог понять, что происходит, а Леонардо тем временем запечатлевал на холсте порочность, эгоизм и злобу, которые попеременно отражались на его лице.
Когда молодой человек немного пришёл в себя и решил посмотреть на работу мастера, то был ошеломлён. Он сказал Леонардо, что вроде бы помнит эту картину. И рассказал, что три года назад, ещё до того, как он всё потерял, он пел в хоре и жизнь его была полна надежд, один художник написал с него образ Христа.
Возможно, у добра и зла одно лицо. Всё зависит от того, когда они встречаются на нашем пути.
В своём произведении «Код да Винчи» Дэн Браун, известный современный писатель, предложил свою версию интерпретации этой работы. Он предположил, что под образом апостола Иоанна на самом деле скрывается Мария Магдалина, которая сидит рядом с Иисусом.
По мнению Брауна, буква «V», образуемая между Иоанном и Марией Магдалиной, символизирует женскую утробу. Это, по его мнению, указывает на то, что у Иисуса и Марии Магдалины мог быть ребёнок.
Эти предположения вызвали оживлённые дискуссии и обсуждения. Однако специалисты в области искусствоведения продолжают выражать сомнения по их поводу. Они считают, что внешность апостола Иоанна на картине соответствует тому, как его изображали в то время.
Известный эксперт Марио Таддеи даже предположил, что Леонардо хотел подчеркнуть женственность Иоанна и поэтому усилил его черты в своей знаменитой картине «Тайная вечеря».
В 2007 году итальянский музыкант Джованни Мария Пала сделал удивительное открытие: он обнаружил скрытые музыкальные элементы на "Тайной вечере". Для этого он использовал пятистрочный нотный стан, который наложил на фреску. В качестве нот Пала использовал хлеб и руки апостолов.
Поначалу результат был бессмысленным, но ключ к пониманию лежал в длительности звучания каждой ноты и чтении — справа налево, как это делал в своих записях сам да Винчи. В итоге получилась мелодия в 40 секунд, которую музыкант назвал «Гимн Господу». По словам Пала, эта композиция особенно хорошо звучит в исполнении на органе, передавая то самое предчувствие страдания и драматизм которые легли в сюжет картины.
Какими бы удивительными ни были все эти открытия, они, безусловно, придают еще большей загадочности «Тайной вечере».
Возможно ли раскрыть все секреты, скрытые в работе великого мастера? Скорее всего, нет, ведь только сам автор знает все свои зашифрованные символы. Однако многие люди всё же способны ощутить духовную глубину и таинственность, которые да Винчи хотел передать в своих произведениях.