Найти в Дзене
Литера "Б"

К Дню рождения Есенина

Оглавление

3 октября в селе Константиново, ровно 129 лет назад, родился Сергей Есенин.

Думаю, многие, кто ценит творчество поэта, помнят эту знаменательную дату. Автору статьи Сергей Александрович открыл целый мир, полный волшебства и вдохновения. Огромную Вселенную, со своими законами и правилами. И имя этой Вселенной - Поэзия.

Случилось так, что первым, кто заставил автора этого канала думать образами, был именно Есенин. Кроме того, именно Сергей Александрович так сильно повлиял на становление характера маленького человека из Подмосковного города, что тот и сам стал писать столбиком с рифмой. Произошло это в далёком 1982 году, и вот уже 42 года прошло с той поры, а тот самый человечек немного вырос, но всё также мыслит образами и не перестаёт писать стихи. Хороши или плохи его строчки в рифме - судить не ему. А вот поговорить о человеке, который повернул его мышление в нужное направление, он очень любит. Ибо, ему есть что сказать.

Приветствую, друзья! С вами снова я, разносторонний и любознательный ведущий канала "Литера "Б", Евгений Баюрин. Тому, кто со мной знаком давно, должно быть известно моё предвзятое неоднозначное отношение к Сергею Александровичу, поэтому предисловие советую не читать. Ну а тем, кто впервые заглянул на страничку этого канала, думаю, будет небезразлично такое предисловие.

А сегодня мне хочется порассуждать о феномене Есенина и рассказать своими словами про отношение к поэту. Коли вам интересно моё мнение - следуйте за мной!

О Сергее Александровиче написано огромное количество статей и даже книг. Многое было прочитано мной, поэтому пишу статью не "с чистого листа". Обещаю, что в своей публикации стану использовать минимум данных из официальных источников, как будет и минимальное число "подглядываний" в сторонние статьи. А ещё я часто буду делать отступления от главной темы и обращаться к своему личному примеру.
-2

А начну я свои измышления вопросом: "Как поэту из глубинки удалось занять пьедестал в столь короткие сроки?".

Ведь известно давно, что талант - это самый минимум, необходимый для признания. Необходим огромный труд, чтобы дар не превратился в самолюбование. Но даже если есть некоторые способности и ты очень трудолюбив - не факт, что тебя заметят. (Помните анекдот про лошадь, которая работала больше всех, но в председатели её так и не выбрали?) Нужно ещё что-то третье, а, быть может, четвёртое и пятое, чтобы твоё творчество стало, если не достоянием нации, то, хотя бы, не последним местом в литературном списке. Везение - третья составляющая успеха - нечто эфемерное, не поддающееся вычислению свойство, мы пока оставим. Как и связи (читай - финансы), с помощью которых некоторые индивиды с лёгкостью взлетают к "Олимпу". Остаётся только лишь одна составляющая - чутьё. И, считаю я, именно оно привело Сергея Александровича к признанию.

В наше время этому слову есть много смысловых синонимов, и один из них - маркетинг. Именно, умение появиться в нужное время в нужном месте, и есть основная составляющая успеха. Хорошо это или плохо - поговорим об этом позже. А сейчас давайте мысленно перенесёмся в ту эпоху, в самое начало 20-го века.

Поэзия в те далёкие времена явно пребывала в "застое". В погоне за "изюминкой", авторы пускались во все тяжкие. Кто-то, как Велимир Хлебников, создавал собственный язык и использовал неологизмы в своих произведениях, а кто-то даже пытался изобретать новые формы стихосложения. Так появились вирши, понятные только самому творцу и малому кругу приближённых. Лично автора этой публикации "напрягает", когда стихотворение нечитаемо без сопутствующих рекомендаций. Когда, пусть и своеобразный "полёт мысли", преподносится так, что становится непонятно - проза это, или же стихотворение.

Для меня, выросшего (в буквальном смысле этого слове) на Есенине, привычна простая, читаемая форма. И пусть подписчики осудят меня за "недалёкость", я вполне адекватен в стихотворных размерах. По крайней мере, дактиль отличаю от птеродактиля (шутка). Все "ударные" и "безударные" слоги я выучил, в своё время. Более того, был период (середина 90-ых) когда ваш покорный слуга задался одной целью - научиться писать хокку.

Хайку (яп. 俳句) — жанр традиционной японской лирической поэзии вака, известный с XIV века. В самостоятельный жанр эта поэзия, носившая тогда название хокку, выделилась в XVI веке; современное название было предложено в XIX веке поэтом Масаокой Сики. Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин (яп. 俳人). Классическая форма японского хайку — 12 слогов, разделённых на группы 5—7—5, однако от неё отступают как в японской, так и в зарубежных традициях. (источник - википедия)

И ещё:

СМЫСЛ ХОККУ. Трехстишье заключает в себе: тезу, связку и антитезу.
Это означает, что в первой строке заявляется образ, который посредством второй строки связывается со вторым образом, который имеет некие аналогичные признаки, похожие на первый образ.
Например:

рогатый месяц (теза)
забыт кем-то в поле (связка)
блестящий серпень (аналогия или антитеза)
источник - https://stihi.ru/2013/04/15/5590

Там ещё масса требований и нюансов, с которыми вы можете ознакомиться по вышеуказанной ссылке. Но суть не в этом.

Когда знаешь наизусть все правила написания хокку, писать в этом жанре не очень-то и сложно, как оказалось. Достаточно научиться образно мыслить. Или же уметь это делать изначально. Короче говоря, я написал около 200 стихов, похожих на хокку. Некоторые были очень удачны настолько, что один литературный критик даже заподозрил тогда меня в плагиате. Как-нибудь я "откопаю" в закромах тетрадь со своими хокку. Недавно она попадалась на глаза, но снова была потеряна под ворохом макулатуры архивов. А на память ничего не приходит.

А в начале 20-го века, как я уже писал, в поэзии наблюдался застой. Пытаясь выделиться из множества талантливых (и не очень) "рифмоплётов", каждый искал что-то экстраординарное, порой, пускаясь в немыслимые эксперименты. Тот же вышеупомянутый Велимир Хлебников, которого многие критики считают поэтом-безумцем, ну а кто-то просто гением, писал в жанре авангарда и футуризма, а также был ярым реформатором поэтического языка. Хотя, две вышеупомянутые ипостаси, зачастую, бывают очень тесны.

Велимир Хлебников кажется поэтом-безумцем, чьи произведения трудны для понимания, поскольку в них отсутствуют привычные логические связи между словами и предложениями. На самом деле все наоборот: Хлебни­ков — автор чрезвычайно рациональный, недаром он учился на физико-математическом факультете Казанского университета, а потом на естествен­ном отделении Петербургского университета. Отказавшись от предвзятости, можно отыскать ключ к пониманию текста — в самом тексте. (источник - Arzamas)
-3

Велимир Хлебников

Кузнечик

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

1908 г.

(источник - Культура.рф)

Маяковский, вдохновлённый творчеством Уолта Уитмена, не признавал традиционные стихотворные размеры. Он выбрал для своего измышления верлибр - свободный стих, в который он также внёс немало особенностей. Позже появилась его знаменитая "лесенка", которая помогала автору заставить читать его стихи с правильной интонацией.

А в целом, в начале 20-го века, язык поэзии был особенен и сложен, и был понятен лишь узкому кругу "приближённых". Искусство всё больше отдалялась от обычной публики. Сами творцы, достигшие "высокого" мастерства, усложняли и переусложняли своё творчество. Чтобы стать замеченным и соревноваться на равных с уже признанными, нужно было очень много трудиться и учиться. Даже чтобы стать поклонником поэзии, необходимо было совершенствоваться. Глубинка же разговаривала на своём языке. Народные сочинительства не поднимались выше написания частушек, в которых, зачастую, использовался и обсценный лексикон. Тогда просто необходимо было объединить "богемный" язык с простонародным. Требовался "новый Пушкин", способный примирить высокий слог с разговорной речью.

Тут-то и появился Есенин с его народной "простотой".

-4

Давайте подумаем, а так ли проста эта кажущаяся "простота" в творчестве Сергея Александровича?

Тут я просто обязан сделать отступление и привести свой собственный пример.

Как оказалось, писать столбиком в рифму не так уж и сложно. Сложнее всего вложить смысл в эти столбики, не нарушая при этом стихотворного размера. Так в погоне за "формой", автор канала вплотную занялся графоманством, рифмуя всё то, что было не приколочено или не приклеено скотчем. (шутка, хотя и не совсем)

Иногда мысли бежали "впереди паровоза", и их не так просто было уместить в столбики с рифмой. А бывало и такое, что подходящая рифма попросту "вываливалась" из контекста. Так появился своеобразный сюрреализм, в котором было очень легко творить, но и смысловые линии в нём разрывались, образую мешанину слов и фраз. Потом вдруг оказалось, что коверканье слов и использование неологизмов вполне подходит для изливания мыслей в строчки. Жаргонизмы и обсценная лексика, казалось, только для того и созданы, чтобы поэт-самоучка их использовал в своём творчестве. Тогда и появилась способность писать длинные (очень длинные) стихотворения, практически не "заморачиваясь" с подбором рифмы. Я называю это - "писать без ума". ;))

А вот написать что-то "простое", вложив при этом смысл и "душу", оказалось не так-то просто. Более того, все мои наблюдения и измышления однажды в интервью подтвердил Илья Резник - поэт-песенник, прекрасный и непревзойдённый "ремесленник", знаток своего дела.

К сожалению, я не смог найти то самое интервью, поэтому кидаю ссылку на другое. Кстати, оно тоже очень интересное. Посмотрите, если захотите:
Акулы пера - Илья Резник

Возвращаемся, однако, к главной теме статьи, к тому самому феномену Есенина, способствовавшему его продвижению к пьедесталу в столь короткие сроки.

Считаю, что Сергей Александрович намеренно выбрал образ "поэта из глубинки", тем самым и занял пустующую нишу. Ведь он имел хорошее образование в Москве, и был вполне осведомлён в существующем "поэтическом застое" того времени. Это ли не "чутьё"? Это ли не грамотный маркетинговый ход, приведший его к признанию ещё при жизни? Хорошо это или плохо - давайте обсудим в комментариях под статьёй.

Вопрос в том, как поэт распорядился своей славой, также оставляю открытым. Есть у меня много мыслей, которых хватит ещё на несколько публикаций. Если вам интересны подобные статьи -- пишите в комментариях. Я с удовольствием продолжу свои высказывания в отношении любимого поэта, Есенина. А ровно через год мы будем отмечать 130 лет со Дня рождения Сергея Александровича. И если канал Литера "Б" к тому времени ещё будет существовать, я клятвенно обещаю целый цикл публикаций об этом поэте.

А пока что всё, друзья! До новой (скорой) встречи!