Найти тему

Ольга Розанова: амазонка авангарда из Владимирской губернии.

Оглавление

Ольга Розанова вошла в историю как одна из крупнейших представительниц русского авангарда, изобретательница цветописи. Её картина «Зелёная полоса» – признанный шедевр абстракционизма. Художница прожила всего 32 года, но внесла большой вклад в становление и развитие культуры в ранней советской России.

А ещё Ольга Розанова – уроженка Владимирской губернии. Рассказываем, как имя амазонки авангарда связано с нашим регионом.

Детство в Меленках

Ольга появилась на свет 4 июля 1886 года в уездном городе Меленки. Он располагается в 150 километрах от Владимира – настоящая окраина по тем временам. Тем не менее в конце XIX века здесь жили около девяти тысяч человек. Большинство из них были заняты в льняном производстве. В Меленках работали больницы, аптека, богадельня. Из развлечений – концерты духового оркестра в парке, каток зимой и еженедельные кулачные бои.

Семья Ольги была дворянской. Её отец, Владимир Яковлевич Розанов, прошёл долгий путь от мелкого служащего до коллежского советника – это гражданский чин IV класса в Табели о рангах. В Меленках он работал уездным исправником, то есть главой местной полиции. Мать – Елизавета Васильевна, в девичестве Орлова. Она не была дворянкой. Окончила Владимирское женского епархиальное училище, получила образование учительницы.

Ольга – младшая из четверых детей. У девочки были две старшие сестры, Алевтина и Анна, и брат Анатолий.

Розановы жили в собственном деревянном доме на главной деловой улице Меленков – Казанской. На ней также стояли дома представителей духовенства и зажиточных горожан, располагались торговые ряды и административные учреждения. Дом семейства находился недалеко от пятиглавого Покровского собора, в котором Ольгу крестили. Как полагается дворянам, Розановы держали прислугу – кучера и кухарку.

В Меленках Ольга прожила всего десять лет – до 1896 года, а затем переехала во Владимир. Но родной город не забыла. Сохранились рисунки художницы с видами Казанской и Касимовской улиц и Покровского собора, а также бытовые зарисовки.

Учёба во Владимирской женской гимназии

Во Владимире Ольга вместе с матерью, Анатолием и Анной поселились в доме тётки – Марии Васильевны Орловой. В 1896-м девочка поступила в четвёртый класс Владимирской женской гимназии.

Это учебное заведение открылось в городе в 1870 году. Принимали сюда детей всех сословий от 9 до 12 лет. Подготовиться к вступительным экзаменам Ольге помогла её мама. Учёба в гимназии занимала семь лет. Также девушки могли окончить дополнительный восьмой класс, чтобы получить звание учительницы или домашней наставницы.

Предметы делились на две большие группы. К научным относились закон Божий, история и теория русской словесности, гражданская история и география, математические науки, физика, естествоведение, педагогика, гигиена, методика начального преподавания русского языка, арифметики и географии, а также языки – русский с церковно-славянским, французский, немецкий и латинский. Предметами искусства считались чистописание, рисование, рукоделие, музыка, пение и танцы.

Уровень образования в гимназии был достойным, а ученицы отличались высокой успеваемостью. Каждый год они сдавали экзамены, чтобы перейти в следующий класс. И хотя плата за учёбу постоянно повышалась, количество воспитанниц только росло.

Училась Ольга Розанова хорошо. Согласно отчётам классной дамы за 1898–1899 учебный год, девочка занимала восьмое место в классе по успеваемости и прилежанию, занятия не пропускала. По закону Божию, географии и чистописанию у неё было пять баллов, по русскому языку, математике и французскому – четыре.

В 1903-м в семье случилось горе – умер отец. До окончания гимназии в 1904 году Ольга жила в пансионе при гимназии. Она продолжила получать хорошие отметки, а ещё писала стихи и рисовала. Возможно, именно во время учебы во Владимире девушка решила стать художницей. В 1905 году она переехала в Москву, чтобы получить художественное образование. И уже там начался путь Ольги Розановой в качестве амазонки авангарда. Но в последующие годы художницы не раз навещала во Владимире семью и друзей.

Золотые ворота и женская гимназия. Около 1909 г. Из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Золотые ворота и женская гимназия. Около 1909 г. Из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Дом, в котором Ольга Розанова провела свою юность, долгое время считался утраченным. Он располагался на Борисоглебской улице, 11 (в наши дни – Музейная улица, 10). Постройку удалось идентифицировать в 2017 году. Спустя четыре года её взяли под государственную охрану, однако она находится в плачевном состоянии.

Лето 1915 года во Владимире и Меленках

Ещё один яркий момент из биографии Ольги Розановой, связанный с владимирским краем, – лето 1915 года. К тому моменту художница уже была активным членом петербургского общества экспериментаторов и новаторов «Союз молодёжи», писала теоретические статьи, сблизилась с Давидом Бурлюком, Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным и Владимиром Маяковским.

Но особенно тесное творческое сотрудничество сложилось у неё с поэтом-футуристом Алексеем Кручёных. Вместе они опубликовали книгу «Тэ ли лэ», выполненную в уникальной технике цветного гектографирования. А затем стали разрабатывать метод коллажа.

Летом 1915 года Розанова жила во Владимире и Меленках. Здесь она создавала так называемые «заумные наклейки» для неизвестной книги Кручёных. Работа над серией велась по переписке. Ольга планировала сделать 15 листов, до нас дошли 12.

Что же такое заумь? Главный принцип авангардной заумной поэзии – использование в стихотворных строках слов, которые лишены логики и рифмы. Гораздо важнее был ритм. Кроме того, поэты стремились выявить суть слова через его изображение, подобно художникам-беспредметникам, которые концентрировались на цвете и форме.

Наклейки Розановой включали в себя эксперименты с цифрами. Она изображала их при помощи материалов разной плотности и фактуры – от ткани до папиросной бумаги. В качестве «первоэлементов» выступали простые цвета и абстрактные фигуры, ведь авангардисты стремились обратиться к самой основе человеческого чувствования, отказаться от сложных академических конструктов. Считается, что именно эти работы художницы стали первыми шагами по разработке собственного метода анализа изображения. Позже он получил название цветопись.

К сожалению, уже в 1918-м Ольга Розанова умерла от дифтерита. Однако её эксперименты с формами и цветами повлияли на развитие не только российского супрематизма, но и американского абстрактного экспрессионизма. Так молодая художница из Владимира предвосхитила в своём творчестве крупнейшие направления мировой художественной мысли.

Розановский центр

В феврале 2016 года во Владимире провели научную конференцию «Ольга Розанова: региональное, национальное, глобальное». На ней выступили известные учёные, исследователи авангардного искусства Андрей Сарабьянов и Вера Терехова и другие эксперты. Организатором конференции выступило культурное сообщество «Эйдос».

По его инициативе в ноябре того же года на книжном фестивале «Бу!фест» презентовали Розановский центр – культурно-просветительскую общественную организацию, которая занимается изучением и популяризацией творческого наследия художницы Ольги Розановой.

Два года спустя центр провёл общероссийский симпозиум и серию выставок, которые посвятили столетию со дня смерти художницы. Во Владимир съехались специалисты со всей страны.

Также Розановский центр выкупил часть дома по Музейной улице, 10. В планах организации – приобрести всё здание и открыть в нём музей Ольги Розановой.