Найти тему
Турнир Косарей

Турнир Косарей и Павел Бажов

Почему Турнир косарей, спросите вы? Отчего ж никто не спрашивает, зачем «Бежин луг» или насчет чего невероятно популярный романс «Русское поле», на котором было воспитано минимум три поколения русских? Да просто потому, что это естественный пласт уникальной русской культуры, абсолютно материальный и настолько привычный, что был некогда обычный нормальным фоном. Был частью жизни.

Покос был одновременно и работой ради выживания-благополучия, и сакральным местом, где формировалось мировоззрение человека. Пунктом общения и знакомства, воспитания, наконец-то. Уроком труда и наукой заботы о будущем. Школой мастерства и передачи опыта. Частью жизни вполне так обыденной, без истошных излишеств, без прикрас и привкусов, без рекламы и истерик.

Сейчас покос уходит в небытие. Что сегодня «Бежин луг» для нынешнего подростка? Просто какая-то малопонятная история из учебника. Книжечка, которую можно прочитать, лучше наискосок, а потом ответить на пару невнятных вопросов. Сообщается в этой книжечке о том, как провинциальные сельские дети собрались зачем-то на сходку посреди обширной поляны и рассказывают друг другу кошмары со страшилками. Потому что не было сериалов про зомби и жанра «фильм ужаса». По сути, «Бежин луг» нынче всего лишь ненужный набор знаний, мешающих полноценно жить и наслаждаться легкодоступными достижениями цивилизации. А романс «Русское поле» про какой-то тонкий колосок? Очередная ветхость и древность, галлюцинация «серебряного века». И покос? Какой в нем смысл в мире, где искрятся берега из пальмового масла и бурлят реки из сомнительного молока?

Покос – это точка отчета русской культуры. Пусть одна из точек, но очень значимая. Деятельная и весомая. Чем бы были окоемы, воспетые в «Бежине луге» и «Русском поле» без покоса? Разве что диким, заросшим бурьяном, пейзажем, пугающим никчемностью, несметным полчищем кровососов и заброшенной труднодоступностью. Природа не терпит пустоты и пренебрежения. И во времена Тургенева, и во времена Бажова связь человека с природой родных краев держалась на взаимопомощи и понимании. Человек брал у природы и отдавал ей должное. Все были щедрыми. Иначе бы просто не выжили и не сохранились. И насчет достижений русской культуры – ну о каких достижениях может идти речь, если нескошенный репей на заднице?

У уральского сказителя Павла Бажова есть один-единственный очерк, посвященный покосу. Очерк из быта уральских мастеровых. Больше писать о покосе и необходимости не было – об этом знали, с этим жили, в этом толк понимали. Зато практически в каждом сказе покос присутствует, прежде всего, как обозначение места, близ которого происходят события сказов. Покосы, ложки и буераки, поля, леса и горы с хозяевами и хозяйками этих мест, с загадочными синюшками, огневушками, полозами и серебряными копытцами. Покосы Бажова – неотъемлемая часть уральской природы и жизни людей, Седой Урал населяющих.

Покосы – это жизнь человека и для человека. Покосы – для того, чтобы о будущем задуматься.