Цветы галлюцинаций
История всемирно известной художницы Яёи Кусама начинается с рождения в многодетной семье с деспотичной матерью. Любое неповиновение — рукоприкладство. Это расшатало и так нездоровую психику девочки. С детства Яёи страдала галлюцинациями и, чтобы справиться с ними, врач посоветовал рисование. Мать была в бешенстве, она запрещала дочери рисовать, краски, кисти и готовые работы летели в мусор.
Но придирки не могли остановить бесконечные разноцветные точки и капсулы, что неслись перед глазами Яёи. Она выплёскивала их на бумагу, а потом прятала в тайник, где уже хранились кисти и краски.
«Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась»
Её стиль зарождался через боль и галлюцинации. Именно из них пришёл авторский горошек. И в 1948 Яёи ссорится с семьёй и поступает в «Японскую школу искусств и ремёсел», но, проучившись год, навсегда уезжает в Америку.
Бегство к искусству
Пробиваться в чужой стране невыносимо тяжело. Жильё с тараканами и без отопления, даже на еду еле хватает, всё заработанное она тратит на краски, а, чтобы согреться — рисует, рисует, рисует. Она использует любую возможность. Узнав, что нью-йоркский музей принимает работы молодых художников, пешком проходит 40 кварталов, чтобы показать свою картину, но получает грубый отказ.
И всё же Яёи находит способ рассказать о себе. Помогает знакомство с абстракционисткой Джорджией О’Кифф, с которой она переписывалась ещё живя в Японии. В 1959, наконец, случается первая персональная выставка в галерее Брата. Её работы замечают. А как не заметить, точечные рисунки, выходящие за пределы картин, яркие инсталляции и скульптуры в горошек. К тому же художница не скрывает своего заболевания. Шизофрения становится частью её личного бренда.
Нью-Йорк узнаёт необычную японку не только как художницу, она регулярно заявляет о себе провокационными перфомансами, в том числе и антивоенными. Однажды, даже пишет письмо президенту Никсону, требуя вывести войска из Вьетнама, правда, ответа не получает.
Шизофрения как вдохновение
Добившись признания, Яёи Кусама не останавливается, она продолжает путь к цели, перешагивая препятствия. Художница открывает для себя новые направления, делает текстильные инсталляции, создаёт кушетку покрытую фаллосами. Критики в экстазе и она продолжает свои «выходки». Мечтая попасть на Венецианское биеннале, Кусама располагается у входа и продаёт зеркальные шары по 2 доллара. Эта инсталляция, получившая название «Сад Нарциссов», возносит её карьеру ещё на уровень вверх.
При этом болезнь и навязчивые мысли не отступают ни на день. Они следуют за художницей по пятам, иногда протягивая вдохновение, а иногда отнимая желание жить. В итоге, 1973 Яёи возвращается в Японию. Её здоровье резко ухудшается и в 1977 она добровольно поселяется в психиатрической токийской клинике Seiwа, где и живёт до сих пор. Здесь у художницы не только собственная палата, но и своя мастерская.
Ещё выше карьера Кусама взлетает в 1993, когда ей уже 64. Она представляет Японию на Венецианском биеннале с проектом «Зеркальная комната с тыквенными рядами». Выставка, о которой она мечтала, продавая зеркальные шары много лет назад.
Мода на горох
Отчаянно-кричащие экспонаты и рисунки Яёи Кусама выставлены по всему миру, но она продолжает путь. Сейчас ей 93 и она делает громкие коллаборации с домами моды. Сюрреалистические работы Кусама, отражающие бесконечность стали основой модных вещей и принтов. Яркий горошек прогремел недавно в коллекции Louis Vuitton.
Упорство принесло Яёи всемирную известность. Она вошла в рейтинг самых дорогих ныне живущих художниц. Одна из её работ продана более, чем за 5 млн. Её считают одним из лидеров американского авангардного движения, предшественницей поп-арта и прародителем минимализма. Когда-то она обвинила Уорхола и Ольденбурга в плагиате, и они признали её правоту.
Скоро в Лондоне установят очередную бронзовую скульптуру-тыкву Яёи Кусама. Художница говорит, что тыква — символ её самой. И многократно воплощает её в живописи, скульптуре, инсталляции. Тыква — одно из немногих позитивных воспоминаний детства. Кусама выращивали их у себя в саду и рядом с ними маленькая Яёи ощущала покой.
Тиражирование этого образа для неё как гипноз, попытка сфокусироваться не страхе перед матерью, а поймать вдохновение. Однажды она создала зеркальную комнату, наполнила её жёлтыми скульптурами и назвала эту инсталляцию «Бесконечная любовь, которую я испытываю к тыквам».
История жизни Яёи Кусама очень показательная. В её судьбе было всё: несчастное детство, побои, болезнь, бедность, неприятие общества, но она продолжала рисовать свои точки и дошла до мирового успеха и признания. Есть чему поучиться, если вы уверены в том, что делаете, не сдавайтесь и не останавливайтесь.
Подписывайте на школу построения карьеры «Дао художника» https://t.me/dao_art_school
Скоро новый поток.
Соцсети проекта. Там про нас, про искусство и про нас в искусстве.
Заходите, будет полезно и интересно:
https://vk.com/dao_art_school
https://t.me/dao_art_galleryhttps
https://www.youtube.com/@dao_art_school
https://rutube.ru/channel/39015817/