Найти в Дзене

Фредерик Уинслоу Тейлор

"Менеджмент – это точное знание того, что хочешь от человека и наблюдение за тем, как он делает это наилучшим и наиболее дешевым способом".

Американский инженер Тейлор был одним из основателей современного менеджмента и способствовал широкому распространению принципов научной организации труда.

Разработку основ своих теорий Фредерик У. Тейлор начал в 1880-х — 1890-х годах: работая токарем и мастером в обрабатывающей промышленности в компании Midvale Steel, Тейлор заметил естественные различия в производительности рабочих, которые, по его мнению, были вызваны разными причинами, в том числе способностью, уровнем развития интеллекта и мотивации. Тейлор одним из первых попытался теоретизировать происходящее. То есть выявить, какие различия существовали и почему, как это можно объяснить с точки зрения передового опыта, и как это может быть распространено на другие отрасли через пошаговую стандартизацию процессов. Он считал, что принятие решений, основанное на традиции и эмпирических правилах, должно быть заменено точными процедурами, разработанными в ходе тщательного изучения каждого работника, в том числе через исследование времени и движений, которое направлено на выявление или разработку «лучшего способа» выполнения любой задачи

 Используя наблюдения, замеры и анализ, усовершенствовал многие операции ручного труда рабочих и на этой основе добился повышения производительности и эффективности их труда. Результаты его исследований служили основанием для пересмотра норм выработки и оплаты труда рабочих.

Основные нововведения Тейлора:

1.Дифференцированная система оплаты труда (сдельная оплата).
Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

2.Метод изучения времени и движений (хронометраж), выработка норм производства.
Тейлор и его последователи полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Пример1. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.

3.Профессиональный отбор людей, их обучение. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

4.Методы стимулирования и отдых. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве.

5.Инструкционные карточки (правила выполнения работ) и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

6.Способ расчленения и рационализации трудовых приемов, отделения управленческих функций организации и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Положительные черты:
· Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение.

· Специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение.

· Система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности (деньги, соц. нововведения и т.д.).

· Учет и контроль за проводимыми работами.

· Разделение административной и исполнительной работ. Введение института мастеров, руководящих работниками.

· Сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений.

· Равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами.

Отрицательные черты:
* Сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей.
* Механический подход к управлению.

В основе научного менеджмента лежат следующие принципы:

— Анализ и совершенствование рабочего процесса на основе научных исследований;

— Разработка и стандартизация оптимальных методов работы, которые должны применять все рабочие;

— Выбор и обучение наиболее подходящих рабочих;

— Создание стимулов для рабочих, основанных на их эффективности и достижениях.

Представители: Ф. Тейлор, Ф. Гилберт, Г. Гантт, Вебер, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Грант, О.А. Ерманский

Основная цель: повышение экономической эффективности, особенно производительности труда.

#Школанаучногоуправления