История Данаи является неисчерпаемым источником вдохновения для художников, для создания образов прекрасных обнаженных женщин, (да и золотой дождь неплохо смотрится рядом)...
Этот древнегреческий миф, рассказанная Овидием в "Метаморфозах", полон драматизма и чувственности, рассказывает нам удивительную историю любви, судьбы и неизбежности предначертанного.
В глубокой древности царю Аргоса Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки собственного внука. Терзаемый страхом, он решил избежать страшного пророчества, заточив свою единственную дочь, прекрасную Данаю, в неприступную башню из бронзы.
Единственным окном в темнице было небольшое отверстие в потолке, через которое проникал дневной свет. Акрисий полагал, что таким образом сможет уберечь дочь от любых контактов с внешним миром, тем самым предотвратив возможность рождения рокового внука.
Однако красота юной Данаи была столь совершенна, что даже в заточении она привлекла внимание самого Зевса. Плененный её красотой, верховный бог проник к девушке в виде золотого дождя, просочившегося сквозь единственное отверстие в крыше башни.
От этого божественного союза родился герой Персей, которому суждено было впоследствии невольно исполнить пророчество.
Этот прекрасный миф на протяжении веков вдохновлял величайших мастеров живописи. Каждый художник находил в нём что-то своё, особенное, привнося собственное видение и понимание этой вечной истории.
Тициан, создал несколько полотен с названием "Даная" в середине XVI века. Он изображал её как земную женщину, полную жизненной силы и чувственности. Его картины, хранящиеся сейчас в различных музеях, поражают зрителей игрой света на теле героини, создавая почти осязаемое ощущение присутствия божественного сияния.
Однако некоторые детали на полотнах Тициана заставляют нас рассматривать эту сцену как намек на проституцию. Неслучайно капли во многом напоминают монеты и рядом находится пожилая женщина-служанка, которая пытается собрать золотые монеты.
Только на одном полотне присутствует маленький крылатый Эрос.
Совершенно иное прочтение мифа предложил Рембрандт. Его Даная, написанная в 1636 году и находящаяся сейчас в Эрмитаже, предстает перед нами женщиной, встречающей божественную любовь с глубоким внутренним трепетом. Здесь художник написал свою жену Саскию.
Особое место в истории искусства занимает "Даная" Корреджо. Созданная в 1531-1532 годах, эта картина считается одной из самых чувственных интерпретаций мифа. Его Даная окружена амурами, один из которых с детской непосредственностью проверяет подлинность золотой монеты – деталь, привносящая в работу особый смысловой оттенок и легкую иронию. Посмотрите, ангел совсем не классический (без пола и возраста существо), видно, что юноша...
В начале XX века свой взгляд на историю Данаи представил Густав Климт. Его модернистская интерпретация наполнена характерными для художника декоративными элементами и символическими деталями, что придало древнему мифу совершенно новое звучание.
История Данаи в искусстве получила множество толкований. Религиозные мыслители видели в ней аллегорию непорочного зачатия и божественной благодати.
Социальные критики усматривали в нём метафору власти золота над человеческими чувствами, а психологи – образ внутреннего освобождения и преображения.
Мне же кажется, что все намного проще. Когда художник хотел написать прекрасную обнаженную женщину, он просто называл картину "Даная".
Не находите, что все проще?
И в наши дни художники продолжают обращаться к этому вечному сюжету. Современные интерпретации часто переплетают античный миф с актуальными темами – от проблем женской свободы до вопросов взаимодействия материального и духовного начал в человеческой природе.
Самая невинная картина с "Даная"
История о золотом дожде божественной любви перекликается с другой историей, где Зевс явился красавице Леде в виде лебедя. Ох, и затейник был Зевс...
Светлана Синица, гид по Риму