Найти тему

Театральная жизнь в сентябре 1831 года

Ко времени приезда Пушкина в мае 1831 года в Петербург, где когда-то «под сению кулис» протекала его молодость, в столице не было ни роскошного Александринского театра, открытого в следующем году в величественном здании России, ни строгого Михайловского – он появится лишь через два года, в ноябре 1833-го.

Но по-прежнему стоял на месте современной консерватории Большой театр. Еще год оставался у тогдашнего Малого у Аничкова моста: ввиду предстоящего открытия Александринского театра в следующем 1832 году здание Малого будет снесено. 4-й год существовал доступный для публики только в летние месяцы деревянный Каменноостровский, построенный всего за 40 дней в 1827 году.

Бурного кипения театральных страстей, подобных пережитым Пушкиным в послелицейские годы, в 1831-м уже не было. Да и вряд ли поэт, впервые явившийся столице человеком семейным, делавший бесконечные визиты родственникам и друзьям, имел возможность за одну неделю, проведенную в Петербурге, окунуться в столичную театральную жизнь и уж тем более познакомить с нею жену.

В Царском Селе, куда Пушкины переехали 25 мая, общедоступных театров, равно как и клубов, типографий и книжных лавок, судя по архивным данным, «не имелось». Но для Высочайшего Двора и знатных особ в Новом (Александровском) саду уже полвека был открыт Китайский театр, с его нарядной внутренней отделкой в китайском вкусе.

П. Рорбах. Музыкальный вечер у А.Ф. Львова. (квартет Виельгорского)
П. Рорбах. Музыкальный вечер у А.Ф. Львова. (квартет Виельгорского)

В 1830-м, за год до приезда Пушкина в Царское Село, в этом театре выступала одна из самых известных оперных певиц 1-й половины ХIХ века Генриетта Зонтаг, виртуозное пение которой вызвало восторженные отклики В.А. Жуковского и П.А. Вяземского. Из иностранных певиц она первая исполнила романс А.А. Алябьева «Соловей» на стихи тогда еще здравствующего А.А. Дельвига. В сентябре 1830-го Зонтаг выступила в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник». Возрождение едва ли не лучшей комической оперы ХIХ века на русской сцене произойдет только после ее исполнения в Царском Селе.

Летом 1831 года, когда Пушкин жил недалеко от Китайского театра, напротив Александровского сада, сам театр, как и все столичные, из-за начавшейся в Петербурге эпидемии холеры и установленных вокруг Царского Села карантинов на три месяца был закрыт.

Но уже к осени в Царском Селе стала пробуждаться концертная жизнь. Общедоступной она не была, но Пушкиных коснуться могла. 9 сентября в Новом (Александровском) дворце был устроен концерт в честь дня рождения четырехлетнего Великого князя Константина Николаевича, будущего генерал-адмирала, руководителя Морского министерства. Среди участников концерта был виолончелист граф М.Ю. Виельгорский, хороший знакомый Пушкина, принимавший участие и в следующем концерте 27 сентября. На этом втором концерте во дворце присутствовали также В.А. Жуковский и австрийский посланник граф Ш.-Л. Фикельмон с супругой Дарьей Федоровной, внучкой М.И. Кутузова, петербургской приятельницей Пушкина. В составленный от имени императрицы список приглашенных на концерт, кроме «обоего полу особ, составляющих высочайшую свиту», входили и «некоторые прочие, проживающие в Царском Селе». В число этих «некоторых» с большой долей вероятности мог попасть и Пушкин, автор недавно одобренных императором стихотворений «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина», и отмеченная вниманием Императрицы Наталья Николаевна. В том же Новом саду в еще не достроенном архитектором А.А. Тоном Арсенале 30 сентября французскими актерами была разыграна маленькая пьеса.

Главное же театральное событие 1831 года произошло в самом его начале. 26 января в петербургском Большом театре в бенефис знакомого Пушкину по театральным кругам актера Я. Г. Брянского впервые целиком, но со значительными цензурными изъятиями было поставлено грибоедовское «Горе от ума». Об этой постановке с блестящим составом исполнителей, давних знакомых Пушкина – В. А. Каратыгиным в роли Чацкого и легендарной Е. С. Семеновой – Софьи, поэт просто не мог не знать. К гениальной комедии своего тезки он всегда относился с повышенным вниманием. Недаром незадолго до свадьбы поэт вспомнил грибоедовскую Марью Алексеевну из завершающего монолога Фамусова. Представляя Плетневу план своей будущей семейной жизни, Пушкин уверял друга, что в Петербурге жить он будет «независимо и не думая о том, что скажет Марья Алексеевна».

В 1831 году Пушкин, автор вышедшего в свет незадолго до своего приезда в Царское Село «Бориса Годунова», оказавшего огромное влияние на развитие русского театра, по-прежнему находился в его радиусе.

Автор текста: Татьяна Галкина - хранитель экспозиции Мемориального Музея-Лицея и музея-дачи А. С. Пушкина.