Выступление военного священника Петра Гриценко с XII заседания философского собора «Великое русское исправление имён», посвящённого теме «Cмерть на войне».
Я часто бывал на Украине, учился в Киевской академии с 2004 по 2008 год, и застал известные времена переворотов. Для меня эта тема очень больная. Родился я в России, на Кавказе, и половина моих родственников проживает на Украине. У нас всегда было постоянное общение, и мы с детства наблюдали, как менялась Украина после развала Советского Союза. Поскольку мы работаем с нашими военными, нам часто приходится объяснять им смысл войны, почему и для чего она происходит.
Начнём с понятия смерти. Смерть — это прекращение бытия в определенном пространстве. Лики смерти разнообразны. Сейчас речь идёт о смерти, хотя и не чаемой, но воспринимаемой с лёгкостью, ибо это проявление воли Божией. Труд воина совпадает с Божьим промыслом. Речь идет о благородной и спасительной цели войны, в которой он участвует.
В современном мире бывает, что человек, по видимости живой, лишен представления о смысле жизни, о цели, о духе. Он оторван от своих корней и представляет собой живой труп, не пригодный ни на что. Удел таких людей — бессмысленная жизнь и еще более бессмысленная смерть.
Человек же духовно крепкий, неразрывно связанный духом со своими соотечественниками и Русской Православной церковью, является достойным гражданином и осознанно становится на фронте бойцом нашей справедливой войны. Такой человек — воин Христов, восставший на защиту Святой Руси. Погибая телесно, он возносится на небеса в Царство Небесное.
Мы объясняем нашим воинам, что нет больше любви, как если кто положит жизнь за други своя (Ин 15:13). Такие воины, укрепляемые молитвами и таинствами церковными, делают благородное дело. Даже убивая вооруженного врага, таких воинов мы называем христолюбивыми. На Руси воинство всегда было христолюбивым, потому что, прежде всего, оно защищало свою веру.
Сейчас враг, внешний и внутренний, предпринимает попытку уничтожить и стереть с лица земли русский мир, сокрушить русскую цивилизацию. В этой попытке он применяет весь доступный ему арсенал средств ведения войны, где оружие играет не первостепенную роль. Ужасающие картины боев стали возможны только потому, что в свое время не была одержана победа на уровне смысла и цели. Ибо война в области смысла, духовная война, первостепенна. Эту борьбу могут вести только одухотворенные, живые и сильные духом личности, движимые благодатью Божией.
Задача наших священников – укрепить дух воинов, убедить их в правоте нашего дела, донести смысл благородной смерти. Нашим воинам мы объясняем, что смерть на войне — это рождение для новой жизни. По плодам такого разумения человек возрождается ещё при земной жизни.
Духовно мертвые сограждане, окрепнув духом, становятся либо помощниками наших воинов, либо сами становятся воинами. Мы часто наблюдаем это на фронте: волонтеры и гуманитарщики становятся добровольцами. Сейчас необходимо понять глубинные причины внутреннего раскола и дать им правильное название. Война — это способ решения задач, стоящих перед обществом и государством, всеми возможными способами и средствами, ради меньшего пролития крови. Задача должна соответствовать внутренним устремлениям нашего народа и быть предельно честно обозначена. Мы воюем за правду, и должны идти с правдой.
Нужно понять, что представляет собой Украина сегодня. Это институциональное воплощение украинской доктрины предательства русского имени, русской судьбы и православия. По плодам их узнаете их (Мф 7:16), сказал наш Спаситель. Мы видим, что делают так называемые братья. Недавно в Луганске пленных пытали, отрывали органы. Это частые случаи, и можно утверждать, что украинство порождает духовных калек и уродов. После развала Советского Союза Украина вернулась к своим идеям украинства, неприятия всего русского. Нашим врагам удалось заразить этой идеей неокрепшие умы и души многих наших соотечественников. Нам нужно усвоить, что украинство — это враждебная идея для православной Руси, а Украина — проявление злобного сепаратизма. Существование Украины и православной России невозможно. Преодоление украинства — это покаяние. Но покаяние не просто молитва в Церкви, это осмысление ошибок и исправление. Украинская идея, внушенная русским людям, стала порождением новых ошибок.
Наша задача — нести историческую правду. Мы воюем за нашу правду, Христову и историческую. Это задача наших священников — нести эту правду нашим людям, воинам и заблудшим. Победить украинство сложно. На Запорожье, например, есть большое количество населения, которое ждёт украинские войска. Людям нужно разъяснять, священникам работать с населением, беседовать, нести правду нашим людям и воинам.
Мы есть Русь, как и тысячи лет назад. Мы не предали нашего исторического имени. Русская православная церковь несет преемственность со времен Крещения Руси. Мы наследники боевой православной русской культуры и исторической славы наших предков. Наш патриарх Московский и всея Руси и предыдущие митрополиты — все русские.
Мы находимся на юго-западе исторической Руси, ведем борьбу за Донбасс, Новороссию, Малороссию, Волынь. Это все связано с православием и русской историей. Нам нужно бороться с порождением греха украинства и сепаратизма. Великое исправление имен — жизнь во благо Родины, смерть ради спасения Отечества.
Русь святая есть подножие престола Господня, и мы об этом говорим нашим бойцам. Русь — удел Пресвятой Богородицы, наши дела во благо Отечества — благоугодное дело. Воссоединение русского народа и церкви Русской Православной — это благородное дело. Всякий, взявший оружие для защиты Родины от украинских сепаратистов, равен святому угоднику и, по сути, является мучеником. Мы объясняем нашим воинам, что они идут воевать, готовы умереть и потому равны мученикам. Господь победил смерть, и смерти нет.
Общаясь с нашими офицерами, мы видим, что лучший воин — это солдат второго года службы. Срочники под Харьковом не отдали ни одной позиции. Я сам служил в Чечне в 1997-1999 годах, и мы знаем, какой был порыв, сколько писем писали добровольцы. Молодежь, не познавшая сладости жизни, идет на войну с духом рвения и любви, они легко умирают за Родину. Эти воины самые сильные и крепкие. Казалось бы, опытные, прожившие 40-50 лет, с семьями, не так сильны духом, как молодые ребята, которые не боятся смерти и идут вперед.