Наверное, называть подход, о котором я хочу рассказать, главным приёмом, не совсем правильно, но я сам долгое время не понимал этот аспект, так что, хочу поделиться
Итак, чтобы акварель, как материал, проявила свои лучшие качества в работе, нужно добиться игры (разнообразия, если хотите) в двух направлениях одновременно
Первое направление это разная прозрачность пятен. Рисовать акварелью можно с разной прозрачностью. Если поверх бумаги только вода и краска, после высыхания бумага как-бы светится сквозь краску - это прозрачное пятно.
Как правило, прозрачно пишут наиболее светлые пятна, хотя, и не всегда.
К примеру, Елена Базанова часто рисует натюрморты с тёмным фоном, но этот фон написан в один слой и он тоже прозрачный
Я бы сказал, что чем больше пятно, тем прозрачней оно должно быть, а темнее-светлее это уже второстепенно.
При этом можно делать пятно более мутным, глухим, рисовать одной краской поверх другой, тогда пятно будет после высыхания более плотным. Например, Юрий Ломков, когда изображает камни в своих пейзажах, часто рисует их одной краской поверх другой
И, наконец, мелкие детали, акценты можно делать и вовсе кроющими красками, типа гуаши или темперы. Например, Сергей Курбатов часто рисует мачты и прочие снасти лодок гуашью
Второе направление игры - это разный характер пятен. Конечно, пятен разного характера может быть великое множество, но для простоты я бы разделил их на три вида
- Растяжка. Пятно, по сути не имеющее границ вообще, а представляющее собой просто плавный переход от тона к тону, или от цвета к цвету
- Мягкое пятно. У такого пятна уже есть граница, но граница, что называется, мягкая, пушистая.
- Жёсткое пятно. Пятно с чётко очерченной границей
И когда в работе есть и мягкие пятна, и жёсткие, и прозрачные, и плотные, то появляется разнообразие, которое в результате и будет притягивать внимание зрителя.
А для того, чтобы выбрать какими пятнами написать ту, или иную часть работы, художник должен спланировать свой процесс рисования: с чего начнёт и чем закончит, где дождётся сухой бумаги, а где напишет по ещё не высохшей до конца и т.д. А когда работа нарисована по плану, она приобретает лоск мастерски сделанной вещи (у дилетанта всё сделано наобум, по наитию)
В качестве иллюстрации описанного подхода покажу свою работу. Но не потому, что это пример акварельного мастерства (что совсем не так), а чтобы показать, что и сам применяю такой подход, а не только о нём говорю.
Итак, разнообразие пятен, которого я старался добиться: небо это прозрачное пятно-растяжка. Облака написаны поверх неба, поэтому это более плотные пятна, при том мягкие, с пушистым краем. Далее, дома и кроны деревьев уже глухие и жёсткие, а в завершении самыми плотными и жёсткими будут детали: трубы и мачта на крышах домов.
Охотно верю, что большинству художников эти объяснения не нужны, им и так всё интуитивно понятно. Но для меня это не было очевидным и возможно я не один такой, и для кого-то эта небольшая заметка немного расставит вещи по своим местам.