На тихой окраине Царского села, вдали от основных туристических мест находится красивый деревянный терем. Этот терем спрятался среди лип, помнящих и своего хозяина - художника Павла Чистякова, и многих его учеников по Академии художеств, среди них - Репин, Врубель, Васнецов, Суриков, Поленов.
Павел Петрович Чистяков родился 23 июня (5 июля) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии (ныне Краснохолмский район, Тверская область) в семье бывших крепостных крестьян генерал-майора Тютчева. Отец будущего мастера Пётр Никитич Чистяков был управляющим в имении своего барина, и за свой многолетний и честный труд получил невиданную по тем временам награду — вольные, которые получали его дети при крещении: Павел стал свободным через три дня после своего рождения!
Первоначальное образование будущий художник получил в приходской школе в Красном Холме, после окончания которой, по настоянию отца поступил в уездное училище города Бежецка. Учился с большим усердием и училище окончил с отличием. В училище уже проявился и его интерес к рисованию. На талантливого мальчика обратили внимание городские власти, пожелавшие отправить его на обучение в тверскую гимназию за казенный счет, но Павел отказался, устроившись работать в Бежецке землемером. Работая, продолжал заниматься рисованием, и через два года окончательно решил во что бы то ни стало стать профессиональным художником. Поделился своей мечтой с отцом и тот не стал возражать, и в 1849 году юноша Чистяков отправился в столицу добиваться поставленной цели.
В Санкт-Петербурге талантливого юношу зачисляют вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств. Чистякову очень не нравились постоянные повторения рисования гипсов — непременной составной части тогдашней программы обучения, но приходилось терпеть. Давая частные уроки, он постоянно придумывал новые приемы, в том числе особый принцип рисования снизу вверх — «с земли, с ног». Он умел объяснить и показать ученикам основы рисунка, объяснить принципы композиции, делая все это доходчиво и понятно, без какой бы то ни было напыщенности. Его педагогический талант был замечен, и Чистякова пригласили преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В период 1854–1858 годов Павел Чистяков получает две малые и две большие серебряные медали Академии за отличные рисунки и этюды с натуры. В 1861 году он оканчивает курс Академии со званием художника XIV класса. В этом же году грандиозное по своему исполнению полотно «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного» приносит Павлу Чистякову вожделенную большую золотую медаль, дающую право на пенсионерскую заграничную поездку за счет Академии, а сама картина приносит автору еще и 800 рублей — очень значительную по тем временам сумму.
Начиная с 1862 года Павел Чистяков живет и работает за границей. Он последовательно посещает Германию, Францию и Италию, которая сразу влюбляет в себя художника. Пышная природа, яркие краски. Чистяков много и напряженно работает в Риме, ходит по музеям, наслаждается увиденным и впитывает новые и яркие впечатления. Он пишет картины «Джованнина», «Голова чочары», «Римский нищий», начинает работу над «Мессалиной» — картиной, которую будет писать всю жизнь, но так и не окончит.
В 1870 году уже по возвращении в Петербург Чистяков получает звание академика. После этого, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, очень редко будет выставлять свои новые произведения. Начав свою преподавательскую деятельность в стенах Императорской Академии художеств, Чистяков с первых же уроков дает понять своим студентам, что топтаться на одном месте и бесконечно повторять одно и то же они на его уроках не будут. При этом Павел Петрович старался дать своим ученикам не только технические знания: он учил их чувствовать, соображать, думать. Чистяков всегда интересовался вопросами теории цветов, углубленно изучал физиологию зрения. В сферу его интересов входила не только живопись, но и философия, литература, музыка и история.
Так же после возвращения Павла Петровича Чистякова из зарубежной пенсионерской поездки в его жизни происходит знаменательное событие — бракосочетание с Верой Егоровной Мейер.
Из воспоминаний П.П, Чистякова: «Ещё в Бежецке, когда мне лет 14 было, мы с мальчишками на святках гадали. Смотрю я в щёлочку, в церковь Иоанна Богослова и вижу: стоит девочка и глядит исподлобья: запомнил лицо-то. И вот когда я уже 23-х лет вошёл к ним в дом, вздрогнул. Сон вспомнил - она! Стоит и смотрит исподлобья». Судьба!
Молодожены селятся в казенной квартире Академии на Васильевском острове. Позднее, в 1876 году, Павел Чистяков купил дачу в Царском Селе, куда два года спустя переехал с семьей на постоянное жительство, оставив за собой мастерскую в городе.
В доме Чистяковых всегда было много посетителей: приходили на уроки ученики, приходили друзья, соседи по дачам, многие задерживались на обед. Павел Петрович дружил с Василием Поленовым, который после Академии уехал преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В обширной переписке с Павлом Третьяковым Чистяков часто обсуждал перспективы тех или иных своих учеников, давал советы по приобретению наиболее выдающихся работ для галереи.
В 1914 году Павел Петрович выходит в отставку, но продолжает работать и принимает многочисленных учеников. Незаметно проходят три года. Революция приносит разруху, голод, рушится привычный образ жизни.
В 1917 году умирает жена Павла Петровича Вера Егоровна, что становится большим ударом для художника, а через год уходит из жизни и он сам. Павел Петрович скончался в своем доме в Детском Селе 11 ноября 1919 года.
Павел Петрович Чистяков оставил потомкам живописное наследие, число работ которого относительно невелико. Главным его призванием и смыслом всей жизни стала педагогическая деятельность. За годы преподавания в Императорской Академии художеств Чистяков выработал свою собственную систему, в которой объединил лучшее из академической школы и собственных наработок, создав основу для развития у учеников более широких взглядов на реалистическое искусство.
Дом Чистякова во время войны уцелел практически чудом. Здесь на участке было еще два дома. В один попала бомба, а другой чуть позже разобрали на дрова. Многое из подлинной обстановки дома было утрачено после смерти художника в 1919 году. С уходом из жизни его близких родственников тут поселились посторонние люди, коммунальные перегородки нарушили историческую планировку. В 1970-е гг., в связи с неудовлетворительным техническим состоянием, дачу «приговорили» к сносу. Однако внучка художника, Н.В. Дурдина, возглавила инициативную группу по спасению дома.
В 1977 году Ленгорисполкомом было принято решение о реставрации здания, которая продолжалась до 1985 года. Музей, собрание которого составляют подлинные произведения живописи и графики, мемориальные и бытовые предметы, хранившиеся в семье П.П. Чистякова, открылся в 1987 году и сейчас мы с Вами можем посетить этот милый и уютный дом
Адрес дачи П.П. Чистякова: г. Пушкин, Московское шоссе, д. 23
Режим работы музея: Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
с 16 апреля по 30 сентября
10:30—18:00
с 1 октября по 15 апреля
10:30—17:00
Касса закрывается за 30 минут
Понедельник, вторник — музей закрыт
Вы любите такие музеи?