Найти тему

Скандал в благородном семействе

Почему ума – палата, а дела  – пшик?

В сентябре 2013 года по совместному решению казахстанского правительства и Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» была создана в качестве некоммерческой организации Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен».

В марте 2015 года она получила официальный статус, став единственной в СНГ структурой, которая объединяет всех предпринимателей и имеет законодательно закрепленные функции и полномочия. Но состоится ли в будущем год юбилей НПП «Атамекен», пока большой вопрос, учитывая вал разногласий под её крышей. О том, что пошло не так, наша беседа с Олегом Паком, председателем правлений ОЮЛ «Альянс предпринимателей «Парасат» и «Казхимпром», заместителем председателя партии зелёных BAYTAQ.

Хоть плачь, но пой…

– Правда ли, что при создании «Атамекена» за основу была взята континентальная модель организации бизнес-сообществ, разработанная во Франции и Германии и успешно применяемая во многих европейских странах?

Частично. С той разницей, что у европейских предпринимателей есть право выбора. Подобных структур там множество, как и возможностей для создания новых, отвечающих тем или иным потребностям бизнеса. И разумеется, никакой обязаловки по уплате членских взносов. У нас же они превратились в ярмо, от 400 тысяч тенге до 15 млн, в зависимости от размера и градации предприятия. Что это, как не ещё один налог! Организация-монополист, которую представляет собой наша национальная палата, а по сути квазиструктура, по определению не может отвечать интересам всех её подневольных участников. Предприниматель, начав своё дело, попадает буквально в западню, обложенный правилами, обязательствами, да ещё и поборами. Выйти из неё можно, только закрыв бизнес.

– Выходит, изначально схема работы, к тому же с законодательными нормами, не смутила казахстанских предпринимателей?

– Кто бы нас спрашивал!.. Совместное решение правительства и «Союза «Атамекен» – не более чем лукавая формулировка команды, спущенной сверху. По известному принципу «без меня меня женили». Обычная реальность той поры, в нашем случае проявленная ещё и назначением на должность председателя палаты известного зятя.

Организация-монополист, которую представляет собой наша национальная палата, а по сути квазиструктура, по определению не может отвечать интересам всех её подневольных участников.

Ладно. Кто старое помянет… Идём же в новый Казахстан! Глава государства считает основной задачей «Атамекена» преобразиться в ключевой канал эффективного диалога между бизнесом и государством, стать одной из основных движущих сил социально-экономических реформ. Да только её нынешняя форма и принципы деятельности ничего подобного не предполагают! Проблема, в частности, в том, что у палаты нет ни прямых функций, ни реальных рычагов воздействия на процессы, происходящие в разных сферах рынка. Её решения носят рекомендательный характер и чиновников ни к чему не обязывают. Как и заложенные изначально противоречия.

Перемен не случилось и с приходом новой команды управленцев?

Мы очень рассчитывали на это, тем более что они провозгласили своей главной задачей трансформировать нацпалату. Сначала планировалось осуществить перемены за год, потом трансформацию растянули пять, прошло три года, а воз и ныне там. Пар, как говорится, ушёл в гудок, а Раимбек Анварович Баталов замкнул на себе две должности – председателя президиума и правления «Атамекена», по сути, узурпировав власть.

Отреагировали карманом

– Возможно, хотел сэкономить средства и получить дополнительный административный ресурс для решения актуальных задач?

Для сведения. Годовой бюджет «Атамекена» почти 20 млрд тенге, зарплатой никто не обижен ни в центре, ни в региональных филиалах. Это при практически полном отсутствии отчётности и, главное, показателей эффективности. Правда, такая синекура довела до беспредела, сегодня за решёткой находятся два руководителя «Атамекена». Бизнес же решил реагировать карманом – по имеющееся информации, перестали оплачивать своё членство почти 50% предпринимателей.

– Пошли на риск?

– Когда допечёт. А как иначе, если за громкими словами с трибун «о защите прав и интересов бизнеса, улучшении делового, инвестиционного климата, стабильности…» не стоит ровным счётом ничего. За исключением каких-то подпорок в основной части крупному бизнесу. А по части обрабатывающего сектора, среднего и малого предпринимательства вообще полный ноль. Прошлогодняя ситуация с карагандинскими предпринимателями, которых налоговики довели до банкротства, очередной раз это подтвердила. Зато как только оказались под угрозой финансовые интересы НПП «Атамекен» из-за массовой неуплаты членских взносов, её административный ресурс проявил себя в полной мере. Она начала ретиво судиться с должниками.

– И насколько успешно?

– Тут есть одно прелюбопытнейшее обстоятельство. В договорах, заключённых между представителями бизнеса и палатой, оговаривается, что все конфликты должны разрешаться исключительно в её арбитражном суде. Разве пойдут пчёлы против мёда? Вот вам и ответ на вопрос. В новом Казахстане такой структуры не должно быть, поэтому мы с коллегами убеждены, что нужно пересмотреть условия взаимодействия государства и бизнеса. Мы ставим вопрос о трансформации национальной палаты либо её ликвидации.

Палату – в рынок!

Откуда у вас уверенность, что палата в новом варианте не повторит огрехов нынешней?

– Под трансформацией мы понимаем прежде всего отсутствие обязательных членских взносов. А также, что позиции в НПП должны определять комитеты, а не правление, состоящее в основном из бывших чиновников, которые бывшими, как известно, не бывают. Такая структура обязана находиться в рынке, чтобы бизнес сам мог выбирать, куда вступать, сколько и за что платить. Надо коренным образом менять правовые нормы, избавляться от лишнего зарегулирования деятельности.

Почему в этот вопрос я погружён с головой? С 2014 года и до недавней поры сам работал в системе НПП «Атамекен» председателем правления Казахстанского союза химической промышленности, был председателем комитета обрабатывающей промышленности президиума «Атамекен». Достала главным образом неэффективность собственных усилий. Все старания уходят в песок пустых согласований, бесполезной бюрократической возни. Люди, возглавляющие комитеты, как правило, серьёзные профессионалы в своих отраслях. Правление же в силу состава одинаково не компетентно, что в строительном секторе, что банковском. Но без их подписи ни одна бумага не увидит свет! Будешь лоялен – пойдут навстречу и денег подкинут от своих щедрот. Если нет, то извините! Сказал же наш президент, что своим всё, а остальным по закону, это как раз про сегодняшнюю НПП.

– Надо понимать, что вы не единственный правдоискатель в сфере реальной защиты бизнес-сообщества. Какие шаги уже удалось сделать?

– Объединившись, мы вышли с петицией к широким слоям предпринимателей, которая размещена на официальном сайте е-рetition.kz, где чётко изложена наша позиция и определены меры по преодолению углубившегося кризиса. Положение надо выправлять, потому что оно наносит серьёзный ущерб экономике и промышленности Казахстана, причем на системной основе. Перекос в сторону поддержки добывающих отраслей и игнорирование отраслей перерабатывающей, в том числе и по вине «Атамекена», несёт огромные убытки, стопорит развитие Казахстана и его выход на мировые рынки по ряду актуальных позиций. На повестке дня раскрытие условий нефтяных контрактов, глубокая переработка угля, развитие зелёных технологий, их внедрение в промышленные сферы.

Наконец, если граждане страны поддержат на референдуме строительство АЭС в Казахстане, то это обещает и новые вызовы, и огромный запас возможностей для отечественного бизнеса. Глобальная стройка стоимостью на многие миллиарды в твёрдой валюте должна стать частью казахстанского промышленного потенциала в кооперации с зарубежными партнёрами. И готовность к этому нельзя откладывать на потом.

КСТАТИ

В 2024 году лишь 3,6% всех инвестиций в основной капитал Казахстана были сформированы за счёт банковских займов. Высокие ставки по кредитам тормозят развитие бизнеса и инвестиционную активность. По итогам восьми месяцев текущего года инвестиции в основной капитал в Казахстане составили 9,8 трлн тг. По сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года сумма практически не изменилась, увеличившись всего на 0,1% в реальном выражении. При этом стоит отметить, что 67,8% всех инвестиций сформировалось за счёт собственных средств бизнеса. Тем временем 18% инвестиций пришлось на бюджетные средства, 10,1% – на заёмные средства и только 3,6% – на кредиты БВУ РК. На самом деле это нонсенс, когда две трети всех инвестиций обеспечиваются за счёт своих же средств бизнеса, а на долю банковских займов приходится мизерное значение. В рыночной и развивающейся экономиках основными драйверами роста капитальных инвестиций являются заёмные средства финансовых институтов, в том числе банков. У нас же ситуация из ряда вон. Последние годы доля банковских кредитов в инвестициях варьируется в пределах 2-3,6%, это самые низкие значения за последнее десятилетие.

Петропавловск.news – finprom

Светлана СИНИЦКАЯ