Почему ума – палата, а дела – пшик?
В сентябре 2013 года по совместному решению казахстанского правительства и Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» была создана в качестве некоммерческой организации Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен».
В марте 2015 года она получила официальный статус, став единственной в СНГ структурой, которая объединяет всех предпринимателей и имеет законодательно закрепленные функции и полномочия. Но состоится ли в будущем год юбилей НПП «Атамекен», пока большой вопрос, учитывая вал разногласий под её крышей. О том, что пошло не так, наша беседа с Олегом Паком, председателем правлений ОЮЛ «Альянс предпринимателей «Парасат» и «Казхимпром», заместителем председателя партии зелёных BAYTAQ.
Хоть плачь, но пой…
– Правда ли, что при создании «Атамекена» за основу была взята континентальная модель организации бизнес-сообществ, разработанная во Франции и Германии и успешно применяемая во многих европейских странах?
– Частично. С той разницей, что у европейских предпринимателей есть право выбора. Подобных структур там множество, как и возможностей для создания новых, отвечающих тем или иным потребностям бизнеса. И разумеется, никакой обязаловки по уплате членских взносов. У нас же они превратились в ярмо, от 400 тысяч тенге до 15 млн, в зависимости от размера и градации предприятия. Что это, как не ещё один налог! Организация-монополист, которую представляет собой наша национальная палата, а по сути квазиструктура, по определению не может отвечать интересам всех её подневольных участников. Предприниматель, начав своё дело, попадает буквально в западню, обложенный правилами, обязательствами, да ещё и поборами. Выйти из неё можно, только закрыв бизнес.
– Выходит, изначально схема работы, к тому же с законодательными нормами, не смутила казахстанских предпринимателей?
– Кто бы нас спрашивал!.. Совместное решение правительства и «Союза «Атамекен» – не более чем лукавая формулировка команды, спущенной сверху. По известному принципу «без меня меня женили». Обычная реальность той поры, в нашем случае проявленная ещё и назначением на должность председателя палаты известного зятя.
Организация-монополист, которую представляет собой наша национальная палата, а по сути квазиструктура, по определению не может отвечать интересам всех её подневольных участников.
Ладно. Кто старое помянет… Идём же в новый Казахстан! Глава государства считает основной задачей «Атамекена» преобразиться в ключевой канал эффективного диалога между бизнесом и государством, стать одной из основных движущих сил социально-экономических реформ. Да только её нынешняя форма и принципы деятельности ничего подобного не предполагают! Проблема, в частности, в том, что у палаты нет ни прямых функций, ни реальных рычагов воздействия на процессы, происходящие в разных сферах рынка. Её решения носят рекомендательный характер и чиновников ни к чему не обязывают. Как и заложенные изначально противоречия.
– Перемен не случилось и с приходом новой команды управленцев?
– Мы очень рассчитывали на это, тем более что они провозгласили своей главной задачей трансформировать нацпалату. Сначала планировалось осуществить перемены за год, потом трансформацию растянули пять, прошло три года, а воз и ныне там. Пар, как говорится, ушёл в гудок, а Раимбек Анварович Баталов замкнул на себе две должности – председателя президиума и правления «Атамекена», по сути, узурпировав власть.
Отреагировали карманом
– Возможно, хотел сэкономить средства и получить дополнительный административный ресурс для решения актуальных задач?
– Для сведения. Годовой бюджет «Атамекена» почти 20 млрд тенге, зарплатой никто не обижен ни в центре, ни в региональных филиалах. Это при практически полном отсутствии отчётности и, главное, показателей эффективности. Правда, такая синекура довела до беспредела, сегодня за решёткой находятся два руководителя «Атамекена». Бизнес же решил реагировать карманом – по имеющееся информации, перестали оплачивать своё членство почти 50% предпринимателей.
– Пошли на риск?
– Когда допечёт. А как иначе, если за громкими словами с трибун «о защите прав и интересов бизнеса, улучшении делового, инвестиционного климата, стабильности…» не стоит ровным счётом ничего. За исключением каких-то подпорок в основной части крупному бизнесу. А по части обрабатывающего сектора, среднего и малого предпринимательства вообще полный ноль. Прошлогодняя ситуация с карагандинскими предпринимателями, которых налоговики довели до банкротства, очередной раз это подтвердила. Зато как только оказались под угрозой финансовые интересы НПП «Атамекен» из-за массовой неуплаты членских взносов, её административный ресурс проявил себя в полной мере. Она начала ретиво судиться с должниками.
– И насколько успешно?
– Тут есть одно прелюбопытнейшее обстоятельство. В договорах, заключённых между представителями бизнеса и палатой, оговаривается, что все конфликты должны разрешаться исключительно в её арбитражном суде. Разве пойдут пчёлы против мёда? Вот вам и ответ на вопрос. В новом Казахстане такой структуры не должно быть, поэтому мы с коллегами убеждены, что нужно пересмотреть условия взаимодействия государства и бизнеса. Мы ставим вопрос о трансформации национальной палаты либо её ликвидации.
Палату – в рынок!
– Откуда у вас уверенность, что палата в новом варианте не повторит огрехов нынешней?
– Под трансформацией мы понимаем прежде всего отсутствие обязательных членских взносов. А также, что позиции в НПП должны определять комитеты, а не правление, состоящее в основном из бывших чиновников, которые бывшими, как известно, не бывают. Такая структура обязана находиться в рынке, чтобы бизнес сам мог выбирать, куда вступать, сколько и за что платить. Надо коренным образом менять правовые нормы, избавляться от лишнего зарегулирования деятельности.
Почему в этот вопрос я погружён с головой? С 2014 года и до недавней поры сам работал в системе НПП «Атамекен» председателем правления Казахстанского союза химической промышленности, был председателем комитета обрабатывающей промышленности президиума «Атамекен». Достала главным образом неэффективность собственных усилий. Все старания уходят в песок пустых согласований, бесполезной бюрократической возни. Люди, возглавляющие комитеты, как правило, серьёзные профессионалы в своих отраслях. Правление же в силу состава одинаково не компетентно, что в строительном секторе, что банковском. Но без их подписи ни одна бумага не увидит свет! Будешь лоялен – пойдут навстречу и денег подкинут от своих щедрот. Если нет, то извините! Сказал же наш президент, что своим всё, а остальным по закону, это как раз про сегодняшнюю НПП.
– Надо понимать, что вы не единственный правдоискатель в сфере реальной защиты бизнес-сообщества. Какие шаги уже удалось сделать?
– Объединившись, мы вышли с петицией к широким слоям предпринимателей, которая размещена на официальном сайте е-рetition.kz, где чётко изложена наша позиция и определены меры по преодолению углубившегося кризиса. Положение надо выправлять, потому что оно наносит серьёзный ущерб экономике и промышленности Казахстана, причем на системной основе. Перекос в сторону поддержки добывающих отраслей и игнорирование отраслей перерабатывающей, в том числе и по вине «Атамекена», несёт огромные убытки, стопорит развитие Казахстана и его выход на мировые рынки по ряду актуальных позиций. На повестке дня раскрытие условий нефтяных контрактов, глубокая переработка угля, развитие зелёных технологий, их внедрение в промышленные сферы.
Наконец, если граждане страны поддержат на референдуме строительство АЭС в Казахстане, то это обещает и новые вызовы, и огромный запас возможностей для отечественного бизнеса. Глобальная стройка стоимостью на многие миллиарды в твёрдой валюте должна стать частью казахстанского промышленного потенциала в кооперации с зарубежными партнёрами. И готовность к этому нельзя откладывать на потом.
КСТАТИ
В 2024 году лишь 3,6% всех инвестиций в основной капитал Казахстана были сформированы за счёт банковских займов. Высокие ставки по кредитам тормозят развитие бизнеса и инвестиционную активность. По итогам восьми месяцев текущего года инвестиции в основной капитал в Казахстане составили 9,8 трлн тг. По сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года сумма практически не изменилась, увеличившись всего на 0,1% в реальном выражении. При этом стоит отметить, что 67,8% всех инвестиций сформировалось за счёт собственных средств бизнеса. Тем временем 18% инвестиций пришлось на бюджетные средства, 10,1% – на заёмные средства и только 3,6% – на кредиты БВУ РК. На самом деле это нонсенс, когда две трети всех инвестиций обеспечиваются за счёт своих же средств бизнеса, а на долю банковских займов приходится мизерное значение. В рыночной и развивающейся экономиках основными драйверами роста капитальных инвестиций являются заёмные средства финансовых институтов, в том числе банков. У нас же ситуация из ряда вон. Последние годы доля банковских кредитов в инвестициях варьируется в пределах 2-3,6%, это самые низкие значения за последнее десятилетие.
Петропавловск.news – finprom
Светлана СИНИЦКАЯ