Прежде, чем открыть свой успешный автосервис необходимо выбрать его специализацию, как в фильме «Матрица» - красную или синюю таблетку: Специализированный или универсальный? Конечно, с одной стороны, универсальный автосервис рассчитан на более широкий спектр клиентов, но специализированный позволит сузить количество конкурентов, сосредоточиться на одной нише и добиться максимального уровня качества в этой сфере. Какой вариант больше подходит Вам? Давайте разбираться вместе:
Специализированный:
Специализированный автосервис – это автосервис, который искусственно ограничивает перечень своих услуг. Это позволяет наиболее эффективно выполнять определенный перечень работ, а также оптимально организовать команду и оборудование на предприятии. Например, если Вы решили заниматься двигателями, то Вы закупаете оборудование только под эту задачу и нанимаете персонал, который обладает необходимой квалификацией и опытом в ремонте и обслуживании ДВС.
Гимн специализированных автосервисов – Качественно, быстро… дорого (если ваша поломка и марка автомобиля входит в наш профиль.)
Кроме направленности работ, специализированные автосервисы ограничивают марки автомобилей, которыми они занимаются – цель та же – оптимизация рабочего процесса для достижения наивысшего качества.
Преимущества:
- Ваши мастера знают особенности устройства нужных автомобилей, имеют большой опыт, а не ищут на блогах в интернете подробности предстоящего ремонта;
- Вы закупаете оригинальную техническую документацию;
- Проще иметь в наличии или договориться с поставщиком для быстрой доставки необходимые запчасти, а следовательно, повышается оперативность выполнения работ;
- Вам нужно относительно небольшое помещение и определенное количество оборудования;
- Вы можете эффективно работать, имея небольшой штат;
- Автолюбители, которые чаще доверяют обслуживание автомобилей специализированным автосервисам, готовы платить больше за качество.
Недостатки:
- Собственно, сама узкая направленность – Вы находитесь в определенной нише и не можете обслуживать автомобили «не Ваших» моделей, а также выполнять работы, которые не подходят для вашей специализации;
- Неудобства для автомобилей, которым нужен комбинированный ремонт (например, в следствии ДТП). Из-за узкой специализации Вы сможете починить автомобиль только частично, поэтому скорее всего хозяин авто выберет вариант «все и сразу», а не Ваш специализированный автосервис;
- Высокий уровень зарплаты для персонала – (это не то, чтобы недостаток, ведь за качественную работу необходимо хорошо платить, но на ценах на услуги Вашего автосервиса это отразится не в пользу ваших клиентов);
- Высокие цены – автолюбители, которые хотят обойтись бюджетным ремонтом, будут объезжать Ваш автосервис стороной (а это не маленькая аудитория);
- При неправильном подборе команды существует риск обретения плохой репутации в своей нише.
Как мы видим, основной недостаток специализированного автосервиса – это существенное ограничение потенциальной аудитории.
С другой стороны, это позволяет наиболее эффективно работать с целевой аудиторией. Преимуществом же является тот факт, что для успешного предприятия необходимо выполнить максимально понятные задачи: купить определенный перечень оборудования и нанять команду узкопрофильных квалифицированных специалистов.
Важно не забывать, что оборудование должно быть качественное и надежное (в этом вам поможет компания Wiederkraft), его нужно более тщательно обслуживать, а также модернизировать. Да и неплохо было бы отправлять специалистов на различные курсы повышения квалификации.
Универсальный:
Универсальный автосервис предлагает максимально широкий спектр услуг. Они принимают любые автомобили с практически любыми проблемами. Однако, довольно не просто на таких предприятиях обеспечить качественный ремонт (не типовой), при этом срок решения задачи может быть сильно растянут. Для открытия такого автосервиса потребуется много пространства, а также максимально широкий спектр оборудования. Комплектация команды – тоже довольно проблематична, так как необходимо, чтобы мастер обладал максимально широким профилем умений (второй вариант – множество специалистов узкой направленности, но помните, что каждому нужно платить зарплату).
Главный плюс универсального автосервиса – это возможность оказания услуг максимальному спектру клиентов, поэтому, если Вы сможете грамотно организовать такое непростое предприятие, то проблем с клиентами у Вас не будет круглый год – универсальный автосервис более гибкий к изменениям на рынке.
Гимн универсальных автосервисов – мы отремонтируем Ваш автомобиль – какой бы он ни был, что бы с ним ни случилось (постараемся сделать качественно… и еще Вам нужно будет подождать…)
Однако оперативность выполнения точно будет ниже, потому что ни один мастер не знает особенности устройства ВСЕХ марок автомобилей (какие-то, конечно, знает, о каких-то догадывается) – соответственно потребуется время на изучение некоторых поломок и ремонта их. Нужно наработать большую базу поставщиков всевозможных деталей на разные марки авто (многих нет в Вашем городе, поэтому оперативность ремонт также снизится).
Преимущества:
· Широкий спектр услуг, позволяющий привлечь максимальное количество клиентов;
· Возможность построить крупное предприятие с большим доходом;
· Возможность адаптироваться к изменениям на рынке;
· Ниже ожидания клиентов – соответственно меньше риск снижения репутации.
Недостатки:
· Качество и оперативность работ будет ниже, чем в специализированном;
· Необходимо максимально возможное количество оборудования;
· Сложность в поиске персонала – специалистов широких услуг (чтобы они могли оказывать их на качественно-приемлемом уровне);
· Необходимо собрать максимально возможную базу поставщиков запчастей (ведь предстоит иметь дело с разными поломками и автомобилями).
Открыть успешный универсальный автосервис объективно сложнее, ведь намного тяжелее оценить количество необходимого оборудования и подобрать команду, которая будет оказывать качественно максимально широкий спектр услуг. Однако, важно не забывать, что одна из составляющих успеха и в этом случае – качественное оснащение предприятия. Только используя передовые и надежные инструменты Ваша команда сможет выполнять свою работу на высоком уровне – следовательно радовать клиента. А счастливый клиент обеспечит Вам еще несколько клиентов. Такая вот рабочая (и нефинансовая, к счастью) пирамида.
В итоге, выбор между специализированным и универсальным автосервисом зависит от Ваших целей, опыта и предпочтений. Если Вы хотите стать экспертом в определённой области и готовы посвятить себя глубокому изучению конкретной ниши, выбирайте специализированный автосервис. Если же Вы стремитесь привлечь больше клиентов и готовы инвестировать время и ресурсы в изучение различных аспектов автосервиса, выбирайте универсальный вариант.