Найти в Дзене

Солнечная тяга для лодки. Часть 1. Постановка задачи и технические подробности.

Продолжаем оправдывать наличие лодки на аватарке канала. Лет 5 назад я стал обладателем пакрафта Спутник-Лайт от ТаймТриал - вещь всем хорошая для туристических целей. Но для длительного похода/сплава годится только при хорошей физической подготовке - надо постоянно грести. Все желаемые водоёмы со стоячей водой я на нём прошёл. А если я хочу вниз-вверх по реке попутешествовать? На один-два дня, или дольше. Река дело такое, постоянно надо лавировать, обходить мели и топляк. К берегу надо приставать, для обозрения окрестностей, так сказать. Нужен мотор. Лодочные моторы я не люблю, очень шумно. Я сплав затеваю тишиной и природой наслаждаться , а не слушать звук мопеда под ухом. Выход - лодочный электромотор: тихо, что немаловажно - экологично, низкий вес. Мой Haswing Osapian E 40Lbs. Естественно ложка дёгтя - время работы ограничено аккумулятором, взять с собой канистру топлива не выйдет. Решения: Но, так как 3й вариант единственный из жизнеспособных - пробуем его оптимизировать. Выход е
Оглавление

Продолжаем оправдывать наличие лодки на аватарке канала.

Лет 5 назад я стал обладателем пакрафта Спутник-Лайт от ТаймТриал - вещь всем хорошая для туристических целей. Но для длительного похода/сплава годится только при хорошей физической подготовке - надо постоянно грести. Все желаемые водоёмы со стоячей водой я на нём прошёл.

Прикидываем задачу

А если я хочу вниз-вверх по реке попутешествовать? На один-два дня, или дольше. Река дело такое, постоянно надо лавировать, обходить мели и топляк. К берегу надо приставать, для обозрения окрестностей, так сказать. Нужен мотор. Лодочные моторы я не люблю, очень шумно. Я сплав затеваю тишиной и природой наслаждаться , а не слушать звук мопеда под ухом.

Выход - лодочный электромотор: тихо, что немаловажно - экологично, низкий вес. Мой Haswing Osapian E 40Lbs.

Естественно ложка дёгтя - время работы ограничено аккумулятором, взять с собой канистру топлива не выйдет. Решения:

  1. Большой аккумулятор. Минус: вес… очень большой вес.
  2. Зарядное устройство в дорогу. Добрался до розетки - зарядил. Но где её искать эту розетку?
  3. Солнечная панель. Минус: на нужную нам мощность панель большая, примерно 1.6x0.6м и соответствующий вес ближе к 20 кг.

Но, так как 3й вариант единственный из жизнеспособных - пробуем его оптимизировать. Выход есть - туристическая складная панель. Вес 6кг, размер в сложенном состоянии 60х50 см. У меня Wattico Ultrasolar 200Вт.

-2

Сейчас таких в продаже нет, но похожих валом.

Остальное дело техники

Итак, панель есть. Изучаем мат.часть как её срастить с мотором.

Напрямую нельзя т.к. панель в пике до 20В может выдавать, а 12 вольтовому мотору это смертельно. Значит берём контроллер солнечных панелей

Контроллеров рассчитанных на одну-две панели, для домашнего использования, полным полно. Есть соблазн взять хороший-дорогой. Только вот в нашем проекте он будет валяться на дне лодки, возможно даже в воде и брызгах. Я его замотаю, конечно, или в коробку положу, но всё равно жалко. Значит берём пару дешёвых, изолируем их от воды, кладём к нашей панели.

Примерно такие, самые простые.
Примерно такие, самые простые.

Аккумулятор, оказывается обязателен. Так написано в инструкции к контроллеру. Любому. Без нагрузки в виде аккумулятора они сгорают сказу при подаче тока с панели. Но к аккумулятору требования тоже специфические. Вы знали что их нельзя класть на бок или переворачивать? Если знали - возьмите конфетку. А в лодке его наверняка зацепят, перевернут.

А ещё обычные свинцовые-автомобильные аккумуляторы нельзя сильно разряжать - после глубокого разряда восстановлению они не подлежат, т.к. пластины покрываются сульфатом свинца и работать уже не могут.

Нужно использовать специальные лодочные, гелевые (от слова гель) или не свинцовые аккумуляторы.

Не свинцовые я отбросил почти сразу:

  • Li-Ion могут легко загореться при ударе, а удары при погрузке-разгрузке на лодке могут быть. А пожар на лодке это страшно - Li-ion водой не потушить. И цена будет как у всего остального комплекта вместе взятого.
  • LIFePO4, Литий-железо-фосфатный аккумулятор - дорогой сам по себе, и для его зарядки требуются дорогие контроллеры солнечных панелей, что противоречит нашей стратегии.

А вот свинцовые бывают разные. Например:

  • AGM, он же гелевый, свинцовый аккумулятор - лишён проблем с глубоким разрядом, так как залит не жидким электролитом, а гелем. Полюс сами пластины могут быть покрыты , например, графитом или тефлоном, что бы не деградировать в тяжёлых условиях. Проблему с переворачиванием на бок гелевый электролит тоже решает. Берём!

Я взял RDrive EMTG12-48N

-4

Соединительные кабели панель-контроллер, контроллер-аккумулятор, контроллер-мотор абы какие тоже не подойдут. У нас постоянный ток. Это для переменного можно использовать любую тонюсенькую проволочку. С постоянным током с нагрузкой (хоть нагрузка у нас не такая и большая) лучше не рисковать. для панелей существую стандартные соединительные кабели MC4 6мм² - вот их и возьмём для всех наших нужд.

-5

Осталось придумать на базе чего это собирать, собрать и испытать. Значит Будет вторая часть про электролодку.