В Татарстане не просто любят ходить в баню, в последнее время тут наблюдается настоящий банный бум. Каждый год в Казани и окрестностях открываются по 2-3 банных комплекса для абсолютно разной аудитории. Почему татары ездят на чемпионаты сразу ордой, отчего татарстанских парильщиков любят даже в Сандунах, что такое настоящий татарский пар. Часть 1
Вспомните, сколько в 90-х было саун? И где они сейчас?
- Есть несколько банных точек в России, где индустрия развивается очень бодро, - говорит Айдар Хайризямонов, судья международных и всероссийских чемпионатов по парению, основатель школы по парению. - Это Красная поляна в Краснодарском крае, Москва, как обособленное государство, отдельное от всей страны со своей банной культурой, Питер и Татарстан. Сейчас Урал подтягивается очень активно в этом плане, есть своя банная школа. Становится очень много специалистов, которые эту культуру повышают и людям показывают, какой может быть баня.
Отчасти, это стало результатом работы, которая началась в республике аж с 2010 года. Тогда начали устраивать чемпионаты по парению.
И действительно, если 15 лет назад чемпионат России по парению был открытым, и туда набиралось всего по 10 участников, то сегодня попасть туда можно сначала выиграв сначала республиканский турнир, затем Поволжье и только потом попасть на Россию.
С 2010 года банная индустрия начала расти. Стали не просто открываться банные комплексы, а именно с парильщиками. И параллельно – школы, где обучали правильно обращаться с паром.
- Вспомните, сколько в 90-х годах было саун, и где они сейчас- задается риторическим вопросом - Марат Нуртдинов - основатель сообщества «Татар мунчасы», владелец нескольких бань. – В 90-е годы что такое была баня? Обязательно какой-нибудь разврат, пьянка и так далее. Сейчас это больше именно поход за здоровьем, за какими-то эмоциями, за удовольствием именно в банной структуре.
Сегодня появляются бани, которые действительно предоставляют грамотные и профессиональные услуги по парению. Дело в том, что в девяностых, в начале двухтысячных никто не знал, что такое парение. Были единичные бани, где работал парильщик.
И это даже был не парильщик, а, как его называли, банщик, который просто следил за порядком в бане. А сейчас появилась профессия парильщик, или пармастер, который предоставляет качественные услуги. Он знает и физиологию, и строение тела, и знает, как правильно париться, какие кондиции нужны для определенного человека, определенной конституции, сложения.
В нулевые по городу было 2-3 баня адекватных. И потихоньку люди поняли, что это прикольно. Инвесторы увидели то, что записи большие. И самое интересное, что на тот момент было много не востребованных мастеров. Свободных, хороших, - вспоминает Айдар Хайризямонов. Но сегодня специалистов на мой взгляд, не хватает.
Парильщика вызывали?
Сегодня тренд в Казани – появляется много клубных бань. В том числе их открывают и сами парильщики, которые достигли каких-то высот, и пытаются построить свою баню. Но не все являются предпринимателями. Инвестор, как правило, привлекает эксперта.
Причем, речь идет не только о коммерческих предприятиях. Общественные бани возвращаются на рынок после ремонта в обновленном формате. И также имеют в своем арсенале парильщика. В некоторые дни в парной яблоку негде упасть.
- Ну, во-первых, это здоровье нации, во-вторых, когда в банях начали появляться парильщики, это действительно вкусно стало, ну и, те люди, которые ходили в сауны, они начали посещать бани, получать удовольствие от этого, - отмечает Марат Нуртдинов.
Очень много печей стало хороших, добротных, очень много правильных бань, сделанных по всем правилам.
Дошло до того, что владельцы частных коттеджей, имея собственную баню, собираются компанией или семьей и нанимают парильщика, как говорится, «на дом». Заказывая при этом и аромат самого пара.
- Все равно вы не можете себя так пропарить, и члены семьи не смогут этого сделать, а вот услуги профессионального парильщика, они очень часто востребованы, - говорит Марат Нуртдинов.
По его мнению, это вовсе не значит, что время веселых вечеринок в помывочных прошло. Просто люди стали по-другому себя вести. Не напиваться, как раньше, а культурно выпивать.
- До сих пор в банях отмечают дни рождения и корпоративы, - говорит специалист. - Это нормально. И эти мероприятия как раз увлекают новых людей в эту сферу обслуживания. Я пригласил на день рождения своих друзей, пригласил профессионального парильщика, им это понравилось, они стали ходить в баню. Но один же не пойдешь, стали приглашать своих друзей. Вот так вот с помощью «Сарафанного радио» это все и развивается.
Орда татар
Почему чемпионаты так повлияли на развитие индустрии? Потому что люди, участвующие в них, обменивались опытом. Молодой парильщик начинает перенимать какие-то фишки у других. Они общаются, делятся мастерством.
Сейчас совсем какой-то халтуры на рынке банных услуг, по мнению специалистов, которая была раньше, нет. Один раз вам в бане не понравится - вы уже туда больше не пойдете. А банные комплексы своими клиентами очень дорожат. Максимальные услуги предоставляют. Поэтому борьба за клиента сейчас будет более серьезной.
И каждый будет прилагать как можно больше каких-то фишек, каких-то уловок.
- Мы уже создали такой имидж, что в России татары одни из лучших парильщиков. Этот имидж постоянно поддерживается, отмечает создатель сообщества.
Возможно, любовь к крепкому пару делает их более выносливыми на остальном фоне. На соревнования они ездят целым автобусом, и когда некоторые конкурсанты видят нашу сборную из 30 человек, в сердцах произносят: О, опять ордой приехали»…
- У нас очень сплоченная команда, - без ложной скромности отмечает Марат Нуртдинов. - Если мы приезжаем на соревнования, то поддерживаем своего участника, делаем все, то нужно для победы. И вот этот имидж татарской бани, как сообщества, гремит на всю страну. Не случайно же в великих Сандуновских банях в Москве в 2010-12 годах за пар отвечали татары… О чем-то это говорит.
По мнению Нуртдиновв, У Сундунов есть очень большая история, и они позиционировали себя как визитную карточку Москвы. Поэтому каждый уважающий себя человек, любитель бани должен был их посетить.
Ну и там действительно очень хорошие услуги предоставлялись.
Оказывается, и сам по себе татарский пар отличается от остального. Он более жесткий и крепкий.
- Есть такое понятия по России, как гипертермальное парение. Оно происходит на высоких температурах, начиная от 70-75° на уровне головы, - говорит Айдар Хайризямонов. - В условной татарской бане 75 ° - это только первый заход. В республике стандартная температура около 80-85 градусов пол потолком. И от этого получается более яркое динамичное, но более короткое парение. 15-20 минут у нас длится средний сеанс. А в России или Москве часто предлагают часовые и трёхчасовые программы. Там под потолком в районе 55-60°. Это позволяет растянуть саму процедуру парения.