Найти тему

Рабочий лист "Материальная культура"

Материальная культура — это совокупность предметов и артефактов, созданных человеком, которые служат отражением его жизни, убеждений и ценностей. Она охватывает широкий спектр объектов, от инструментов и одежды до архитектурных сооружений и произведений искусства. Каждое из этих изделий несет в себе не только утилитарное значение, но и глубже — символическое, выражая эстетические и культурные идеалы своего времени.

Через материальную культуру мы осознаем свои корни и культурное наследие. Многообразие культурных практик народов России обусловлено разнообразием природных условий — от суровых арктических климатов до мягких черноземов Центральной России. Для северных народов традиционными укладами хозяйства являются скотоводство, охота и рыболовство, адаптированные к экстремальным климатическим условиям. В отличие от них, южные народы, например, башкиры, развили скотоводство и земледелие, основанные на тёплом климате и плодородных почвах.

С географической точки зрения, различные климатические и природные зоны способствовали не только формированию разнообразных культурных укладов, но и их взаимодействию. Торговые пути, проходившие через обширные территории, создали среду для обмена идеями и культурными практиками, что в свою очередь обогатило культуру каждого народа. Таким образом, география выступает в роли основного фактора, определяющего культурное многообразие России.

Разнообразие культурных укладов народов России нашло своё отражение в материальной культуре, изучая которую, мы получаем возможность исследовать не только прошлое, но и строить мосты к будущему, выявляя непрерывные изменения и эволюцию человеческой мысли.

Рабочий лист к уроку

скачать здесь

Рабочий лист «Материальная культура» разработан к уроку ОДНКНР в 5 классе. Будет полезен и на уроке обществознания.

Лист разработан в соответствии с ФОП. Состоит из 13 заданий (на четырёх листах). Имеются ответы к заданиям (на двух листах).

Лист редактируется, если Вам покажется, что заданий много, часть можно убрать.

Задание 1. Впиши в определение пропущенное слово.

Задание 2. Отметь галочками объекты материальной культуры.

Задание 3. Собери определение из «рассыпавшихся» частей.

(определение «культурный артефакт»)

Задание 4. Артефакты передают информацию о культуре своих создателей и пользователей. Рассмотри примеры артефактов. Ответь на вопросы.

Задание 5. Рассмотри картинки, на которых изображены предметы материальной культуры старинного русского быта. Впиши их названия в кроссворд.

Задание 6. Соедини стрелками вид традиционного уклада хозяйства и его определение.

Задание 7. В анаграммах зашифрованы предметы старинного русского быта. Разгадай анаграммы. Определи вид традиционного уклада хозяйства, к которому относится разгаданный артефакт.

Задание 8. Приведи свои примеры предметов материальной культуры, которые характерны для традиционных видов хозяйств.

Задание 9. Материальная культура — это рукотворный мир. Но умения трудиться руками мало. Представь, что ты собираешься сам построить дом для своей семьи. Что, помимо материальных ресурсов, тебе понадобится чтобы воплотить свою мечту?

Задание 10. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны. Подумай и запиши, какие материальные носители необходимы для следующих действий.

Задание 11. Объекты материальной культуры – это часть культурного наследия, передаваемая из поколения в поколение. Рассмотри иллюстрации. Какие объекты на них изображены?

Задание 12. Какие предметы материальной культуры производит твой регион?

Задание 13. Вставь в текст пропущенные слова. Воспользуйся словами для справок.

РЕФЛЕКСИЯ

Рабочий лист представлен в двух форматах: в формате pdf, готовом для печати, и в формате pptx, доступном для редактирования.

Желаю успехов!