Найти тему
Зернов.РосНОУ

Со стороны виднее

Где-то в конце 90-х, не помню точно, Сергей Петрович Капица отправился с деловой поездкой в США, и предложил мне разделить с ним компанию. Я согласился, но что-то там застопорилось, и мы прилетели в Вашингтон на день позже.

Был долгий перелёт, прибыли ранним утром (по московскому времени, здесь же стояла глубокая ночь), я очень устал и зверски хотел спать. А он заходит ко мне в номер, бодрый и подтянутый, и предлагает, с места в карьер, сходить на какое-то мероприятие, куда нас пригласили. Дескать, «пойдём местных девушек развлекать».

Пришлось согласиться – не отказывать же такому человеку!

«Девушками» оказались наши эмигрантки, которые покинули страну ещё во времена революции. Самой молодой – где-то под 90. Причём некоторые пришли со своими старичками, а другие – с внучками и правнучками, которые также весьма сносно разговаривали по-русски. И несколько часов мы беседовали о насущном.

Сергей Петрович, безусловно, был в центре всеобщего внимания, оказалось, что его там прекрасно знают – и как сына выдающегося учёного, Петра Леонидовича Капицы, и как ведущего программы «Очевидное – невероятное». Отношение к нему было уважительно-благоговенное, как к великому мыслителю.

Я же там познакомился с одной маленькой сухонькой старушкой – она была фрейлиной нашей последней императрицы Александры Фёдоровны. С её слов я узнал, что вся русская диаспора в Америке с самым искренним интересом следит за событиями на своей исторической Родине, болеет и переживает за Россию. Поначалу, призналась она, все относились к Советскому Союзу негативно (что неудивительно, учитывая условия, вынудившие их уехать за рубеж после 1917-го), однако всегда болели за страну, особенно когда ей приходилось плохо.

Несмотря ни на что, подавляющее большинство представителей диаспоры однозначно восприняли распад СССР как величайшую трагедию. «Такие страны нельзя разваливать! Чудо, что ядерное оружие оказалось в надёжных руках и не попало к проходимцам».

У этой леди предки родом были с Украины, кажется, из-под Полтавы или Харькова – недалеко от моего села, что на границе Белгородской области. Причём один из них, известный фабрикант Харитоненко, владел сахарным заводом у нас в селе, и это предприятие при Советской власти было одним из трёх крупнейших в стране. Вот такая интересная взаимосвязь времени и пространства.

-2

В который раз поражаюсь, насколько глубоким провидцем был Сергей Петрович, какие мудрые мысли и какие долгосрочные прогнозы он излагал в том разговоре. А ещё – насколько интересными были люди, пришедшие на встречу. Там прозвучало, в частности, что распад Союза, который почему-то всем в мире показался «бескровным», на самом деле, является лишь первой частью трагедии, самая кровь ещё впереди. И даже Чеченские войны, при всём их ужасе, тоже далеко не самое страшное, что нас ждёт.

Также звучало, что серьёзная стратегическая ошибка России – уход из Средней Азии, Украины и Прибалтики. Причём было довольно странно слышать это от бабушек и дедушек далеко за 80, однако не согласиться с их доводами и аргументами нельзя, настолько грамотно они излагали свою точку зрения.

-3

Я был просто поражён, насколько красивым и правильным русским языком выражались присутствующие! И честно признался им, сказав: «У меня такое ощущение, будто вы поёте». А они рассказали, что в пансионах благородных девиц, ещё при царе, очень большое внимание уделялось словесности, но не только умению читать и писать, а ещё и ораторскому искусству, риторике, дикции.

Оказалось, что здесь очень большого мнения о советской системе образования, и не хотят, чтобы новая Россия начала что-то менять в этой сфере, заимствуя зарубежные системы. Тут просто видят результаты: когда к ним в США приезжали ребята из СССР и общались со своими ровесниками, налицо была разница в уровне подготовки. Поэтому своих внучек и правнучек бабушки старались обучать и воспитывать в тех школах, где работали такие же русские педагоги, получившие образование ещё в СССР. Выпускники этих учебных заведений поступали в любой самый престижный американский колледж и вуз – Йель, Принстон, Колумбийский университет и пр, более того, за особые успехи в учёбе им там платили стипендию.

Присутствующие высказали пожелание, чтобы мы возродили телепередачу «Очевидное – невероятное», поскольку она способна приобщать подрастающее поколение к миру науки, мотивировать на изучение тех или иных предметов, стимулирует тягу к знаниям. А это крайне важно, ибо, по их словам, уже тогда отмечался тревожный сигнал – подростки не хотят учиться, их ничего не интересует!

Не знаю, как сейчас, но на тот момент (конец 90-х) эти люди сумели сохранить и поддерживать тесные отношения внутри русской диаспоры, передавая лучшие традиции нашей исторической культуры.

Пикантный момент: старушки сильно возмущались, что я так мало интересуюсь политикой и, практически, не смотрю наши (в смысле – российские) телеканалы. «Вы симпатичный молодой человек, - сказала мне одна леди, - но вы не живёте жизнью своей страны! Как так можно?!» И начала рассказывать мне о каких-то наших топовых программах и популярных телеведущих. А я им сказал, мол, у меня совершенно нет на это времени, интересуюсь другим!

Это их ничуть не убедило. Зато, когда они узнали, что я был учеником Петра Леонидовича Капицы, а потом работал в КБ Королёва, сразу зауважали меня. И простили мне даже то, что я был комсомольским лидером. Потому что Физтех для них был эталоном учреждения высшего образования мирового уровня.

P.S. Да, вспомнил: на той встрече я повстречался с ближайшим другом и соратником Керенского. Но об этом как-нибудь расскажу в другой раз.