Найти тему

Татьяна Сафина: «Стать учителем мне посоветовали»

Сейчас я уже не помню, как звали руководителя системы образования Набережночелнинского района. Но после открытого урока, на котором я, видимо, хорошо отвечала у доски, он подошел и поговорил со мной о том, кем бы я хотела стать, – начала распутывать клубок памяти учитель математики Круглопольской школы Татьяна Владимировна Сафина.

Родилась героиня нашей статьи в красивой деревне Евлево Тукаевского района в многодетной семье. Ее отец Владимир Николаевич работал в местном леспромхозе, по тем временам был образованным человеком, так как окончил три класса школы. А мама Анна Маркеловна, уроженка Заинского района, занималась воспитанием четверых детей, каждое лето и осень выходила на работу на свекольный комбинат.

Отец умел смотреть на много шагов вперед. Дома все говорили на татарском языке, школы в нашей округе были тоже с обучением на родном языке. Папа решил, что его дети должны хорошо владеть русским, поэтому переселил семью в поселок Круглое Поле. Мне тогда было лет пять, – вспоминает моя славная собеседница.

Кроме Тани в семье росли сестренки Тамара и Зина, младший брат Коля. Забегая вперед, скажем, что Тамара Владимировна долгие годы обучала детей точным наукам в Круглопольской школе, Зинаида работает в правоохранительных органах, а Николай долгие годы трудится оператором на местном асфальтобетонном заводе.

Все дети большой семьи Токаревых живут в Круглом Поле. Хотя было время, а это целых 24 года, когда старшая из сестер, Татьяна, жила и работала вдали от малой родины.

Прислушавшись к наставлениям завроно, директора школы, я поступила на учебу в Елабужский пединститут. Учеба мне давалась очень легко, все-таки знание русского сыграло свою роль. А вот моему одногруппнику Фиргату из Алькеевского района, окончившему татарскую школу, поначалу пришлось очень тяжело. Так как девочек в группе было много, мы старались поддержать парня, переводили математические термины и понятия на татарский. Фиргат был обаятельным человеком, он сочинял стихи, много читал, даже самые сложные задачи решал за считанные минуты, был очень отзывчивым парнем, человеком слова. Одним словом, к экватору (когда пройдена половина обучения) он стал любимцем всех преподавателей и студентов. Нравился он и многим нашим девушкам, но выбрал именно меня. Не откладывая в долгий ящик, уже на четвертом курсе сыграли свадьбу. А после окончания института вместе устроились на работу в Круглопольскую школу. Я преподавала детям математику, а муж – физику, – продолжила рассказ очень милая женщина. При этом она заулыбалась, видно было, что воспоминания о юных годах доставляют ей искреннее удовольствие, греют душу.

Проработав в родной для Татьяны Владимировны школе 9 лет, семья переезжает в Алькеевский район.

В тот год умер свекор, Фиргат, посчитав, что непременно должен помогать матери, принял решение быть рядом с ней. Я его поддержала. Вместе с маленькими детьми Русланом и Диной мы переехали в деревню Татарский Студенец. Конечно, жизнь в поселке рядом с городом и в маленькой деревне без дороги разительно отличалась. Но в деревне встретили меня очень тепло, поэтому я не замечала каких-то бытовых сложностей. Свекровь Миннегуль обучила меня всем премудростям сельской жизни, вместе с ней мы ставили тесто, пекли пироги, доили коров, ухаживали за телятами, а еще обрабатывали целый гектар свеклы, который по разнарядке выделял колхоз. Ну и самое интересное, за эти годы я так хорошо выучила татарский язык с мишарским диалектом, так что многие диву даются. Годы жизни в деревне были, пожалуй, самыми счастливыми в моей жизни, ведь это было время молодости, – по-прежнему, с улыбкой продолжила рассказ учительница.

В одно время лицо ее изменилось, на глаза навернулись слезы. Чуть отдышавшись, она неторопливо продолжила:

Это было в 1993 году. Три дня в деревне не было света. Несмотря на неоднократные обращения, никто не спешил восстановить электроснабжение. К тому времени Фиргат был директором школы. Не выдержав, он решил сам разобраться, в чем дело, и с индикатором в руке полез в трансформаторную будку. Током его отбросило на несколько метров, а мне сообщили, что муж умер. Трудно передать словами, что я тогда испытала… А Фиргат остался в живых, его долго лечили, на теле остались многочисленные шрамы от ожогов. Как он позже сам объяснил, его «спасли» резиновые сапоги.

После этого случая у него стало пошаливать сердце, но муж не любил жаловаться, всегда с улыбкой на лице приходил домой, обнимал детей… Так и в тот июньский день 2011 года. Прилег вздремнуть, да и не проснулся. Сердце моего любимого остановилось.

Прожив еще год в деревне мужа, Татьяна Владимировна принимает решение вернуться в Круглое Поле.

К тому времени дети уже выросли, окончили учебные заведения, создали свои семьи. Дина получила два высших образования, у меня хороший зять, двое внуков, а у Руслана с Ксенией трое детей. Он работал долгое время тут, в Круглом Поле, мастером на железной дороге. В последние годы трудился в трамвайном депо города. Вчера разговаривала с ним по телефону, он сейчас на СВО, – проговорила Татьяна Владимировна, ее глаза вновь наполнились слезами. Но не давая им волю, она, подняв голову, гордо продолжила:

Руслан добровольцем пошел. Три раза его отправляли назад, говорили, что его нет в списках. «Кто, если не я? Год рождения подходит. Служил я в морской пехоте. Все равно призовут – только вопрос времени», – объясняя свое решение, успокаивал меня сын. Так и случилось. Мы проводили его вместе с другими тукаевскими мужчинами в Казань на сборный пункт, а на следующий день пришла повестка, – сообщила женщина.

Наш славный земляк был дважды ранен, после лечения, побывав в краткосрочном отпуске, вновь вернулся на службу. Говорят, история повторяется, вот и с невесткой нашей героини Ксенией сыграли злую шутку. Нашлись люди, которые сообщили, что якобы Руслан погиб.

Иногда я поражаюсь бессердечности людей. Ну как можно говорить о таких главных ценностях, как здоровье и жизнь, не имея на то оснований! Как тогда, в 1993 году мой Фиргат оказался живым, так и в этот раз Руслан. Он два месяца не выходил на связь, у него работа такая сейчас – Родину защищать! Понимать надо, – проговорила она, напомнив, что учительница может быть очень строгой, если это необходимо.

Когда Татьяна Сафина вернулась в Круглое Поле, решила устроиться на работу в лицей автограда, благо там была вакансия. Но судьба, а вернее, глава сельского поселения Эльмира Низамиева распорядилась по-своему. Увидев, как разгружается машина, она поспешила поприветствовать новую жительницу.

«Какой город? Какой лицей? Нет! Нам самим нужны педагоги. Я сама все решу», – сказала тогда руководитель поселения. И решила. С тех пор прошло 12 лет. Да, да, сейчас Эльмира Робертовна заведует Управлением образования района, уже тогда ее душа болела за школу, учителей, учеников. Было время, я хотела уйти, ведь возраст – скоро 70. Но сейчас думаю, что правильно делаю, с детьми забываешь обо всем на свете, с ними некогда стареть. А математику я люблю, очень люблю. Ну как без нее в нашей жизни?! Ведь это самая точная наука, она является основой почти всех наук, даже гуманитарных. Математика не терпит произвола. Это олицетворение строгой логики и порядка. Иногда я задумываюсь, а если тогда мне завроно не посоветовал бы стать учителем математики, какую профессию выбрала. Сама себе отвечаю – эту же, – доверительно сообщила моя собеседница.

Мы еще долго беседовали с Татьяной Владимировной. Она поделилась радостью, что в этом году в школу пришли три молодых специалиста. Рассказала о том, что с каждым праздником ее поздравляют выпускники прошлых лет, бывшие коллеги и руководители с родины мужа Фиргата Фаттаховича. А на вопрос о современных детях ответила так: «Ребенок есть ребенок. К нему подход нужен. А дети хотят учиться, их поддерживать надо».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц