…Желающих сделать тебе больно всегда больше, чем ты предполагаешь… Розбицкая Наталья.
А моя героиня и вообще этого не предполагала. Она просто вернулась в свой край, откуда уехала много лет тому назад, но ветер перемен девяностых – дунул, плюнул, и она оказалась, как и многие тысячи других страдальцев, у разбитого корыта. Долго её не было в городе детства, почти целую жизнь и своих родственников она нашла поседевшими, повзрослевшими. Старой стала мать.
Однако слабая мать помогла дочери – продала не слишком богатую дачу, на которой уже не работалось, а дочери с мужем купила жильё. Пусть немудрящее, но собственное. И… думаю, вы уже поняли, что моя героиня – Татьяна Петровна ступила на тропу ненависти со стороны родных, правда о которой совершенно не подозревала. Стихотворение ниже будет яркой картинкой…
Вас удивить? Прошу сюда скорей.
Я покажу вам странное явленье:
Как люди превращаются в зверей,
Крича: «Ату! Мочи их!» в исступленьи.
Здесь полыхает ненависть огнём,
Испепеляя и тела, и души.
И зрячий будто слепнет ясным днём,
А слыша стоны, закрывает уши.
автор Ирина Мананникова
Ненависть родственников была огромна и выражалась почти открыто, но наивная Татьяна Петровна, как говорится, в упор ничего не замечала. Она просто радовалась тому, что они с мужем приняты, что есть где жить, что можно сходить в гости…А косые взгляды и какие-то не слишком там лестные слова списывала на плохое настроение родственника, родственницы или на неприятности с зарплатой…
Хотя, однажды, как говорится – вдруг, она очень чётко поняла, что ей не рады и спросила того, кто казался добрее других: «Что вы дуетесь на меня?!». Ответ был таков: «Да тебя здесь не было почти тридцать лет, и мать любила нас, а теперь появилась ты и тебе отдано то, на что претендовали мы…».
«Но я же дочь, а вы просто родные…», проговорила растерянная Татьяна Петровна. И вот в этот момент она всё вспомнила, всю классику, где были подобные примеры…
Память услужливо напомнила, что такое сильное чувство, как ненависть, исследуется с давних времён. Упоминания о нём можно встретить ещё в трудах таких великих философов, как Эмпедокл, Аристотель и Кант. И это явление изучается по сей день, и даже существует в ряде социальных областей и дисциплин. Например, в судебной практике есть термин «преступления на почве ненависти», когда человек совершает насилие лишь на основании принадлежности человека к ненавидимой группе.
Чтобы вас любили, нужно каждый день делать людям что-нибудь приятное. Чтобы вас ненавидели, не нужно делать вообще ничего.- Гомер Симпсон.
Конечно, «открытие» было не из приятных, но жизнь продолжилась, хотя уже и без походов в гости и задушевных бесед.
Прошёл год, другой, третий… слегла больная мать, за которой исправно ухаживала дочь, а остальные так и продолжали быть в обидке… Но вот мать умерла и здесь-то Татьяна Петровна и хлебнула сполна из большой чаши ненависти. Вы, конечно знаете, что формированию ненависти обычно предшествует острое недовольство, вызванное нежелательным развитием событий, или систематическое накопление более слабых воздействий от источника отрицательных переживаний; тогда предметом ненависти становится реальная или воображаемая причина этих событий.
И вот день похорон, которые организовывала моя печальная героиня, которой частично помог брат. Думаю, вы все знаете печальный обычай прощания с родным местом – гроб стоит около подъезда, где мать прожила почти всю жизнь, невдалеке группки родных, пришедших проститься… А около гроба – Татьяна Петровна…одна! Соболезнование выразить подошли двое – брат и тётушка. Татьяна Петровна стояла, внутренне обливаясь слезами и за себя и за мать, но не подозревала, что ей ещё предстоит вынести.
После кладбища все поехали в кафе для печальной тризны, которое, конечно, было заказано заранее. Когда зашли, то к Татьяне Петровне бросился администратор для улаживания возникшего вопроса по столу… Выйдя от него она увидела, что все столы (их было три) заняты, а свободное место нашлось только за небольшим столом с работниками, нанятыми для копки могилы… Пришлось Татьяне Петровне сесть туда, внутри обливаясь стыдом и горючими слезами от несправедливости.
Скрепив себя, она встала, чтобы сказать первые слова прощания с дорогим человеком, но едва успела произнести одно предложение, как её перебила невестка, хотя и была младше и началось… Татьяне Петровне, которая не договорила свое, захотелось продолжить, несмотря ни на что, ан – не тут–то было! Кто-нибудь тут же вставал и прерывал её! Они дождались своего «светлого» момента, чтобы, наконец-то от души унизить её, показать, кто она для них на самом деле, и воспользовались этой минутой в полной мере…
Интеллигентная, несчастная моя героиня все силы направила на то, чтобы не расплакаться от обиды и унижения. Это получилось. Как получилось и то, что она смогла сказать всем уходящим – «Спасибо» за прощание с матерью. Мать-то не виновата в том, что она щедро оделяла их всех очень долго и считала, что правильно поступила, купив дочери жильё.
А они посчитали иначе…
Конечно, эта ситуация не нова, в мире постоянно происходит что-то подобное… Но как же страшна и сильна ненависть тех, кто считает, что кусок его пирога отдан другому. И, скорее всего, так будет всегда, пока Мир не вернётся в свой Сад любви, дарованный ему от Создателя…