Найти тему
Вяжу и Живу.

Смело говори: "Нет". Ситуации, когда лучше отказать клиенту.

Варежки, связанные на заказ. Работа автора. Фото автора.
Варежки, связанные на заказ. Работа автора. Фото автора.

Мы работаем и творим для людей. Для кого-то рукоделие - работа и бизнес, кто-то вяжет только себе и своей семье. Клиентами предлагаю считать не только незнакомого человека, пришедшего к вам за изделием по объявлению, но и , допустим, сестру, которая просит ей что-то связать. Кстати чужим иногда легче отказать, чем своим. А вот обиды и осадок от своих намного больше.

Наличие клиентов для нас необходимо. Клиенты не только обеспечивают нам доход, но и позволяют расти, как мастеру, осваивать новое, развиваться. Многие изделия мы бы не вязали, если бы нас об этом не просили другие люди.

Именно благодарные клиенты повышают нам самооценку и дают веру в свои силы.

Но иногда лучше не начинать сотрудничество. Уже при первом общении можно заметить настораживающие моменты. Если вас что-то не устраивает при обсуждении, если тяжело идут переговоры или вы кожей чувствуете, что, "что-то не так", не начинайте работать с этим человеком. Как правило, ничего хорошего не выйдет. Вязание будет идти туго, придется несколько раз перевязывать, а клиент все равно останется недоволен. Время потратите, могут и не заплатить за работу, возможно, еще за пряжу придется вернуть и на душе будет потом очень нехорошо.

Я сразу и принципиально отказываюсь работать с клиентом, если:

1. Когда клиент умеет сам и знает как лучше сделать. Особенно если рассказывает про свои успехи в мастерстве и дает советы. Есть исключения. Моя подруга умеет вязать, но у нее совершенно нет на это времени. Я вяжу ей на заказ. Но я точно знаю, что она оценит мою работу, именно потому, что знает как это непросто.

Топ, связанный на заказ для подружки. Работа автора. Фото автора.
Топ, связанный на заказ для подружки. Работа автора. Фото автора.

2. Когда клиент считает, что дорого, не устраивает цена. И начинает сравнивать с ценами на рынке или в магазинах масс-маркета. Туда и отправляю.

3. Когда клиент рассказывает про негативный опыт работы с другими мастерами. Насторожитесь, если таких случаев несколько и все мастера плохие. Был у меня такой клиент-мужчина. Рассказал как все плохо вяжут за бешенные деньги. Мой свитер ему понравился. Но через год позвонил и попросил вернуть деньги за пряжу и работу, потому что я ему связала "некачественно" - свитер сел после стирки в машине.

4. Когда просит связать сложную вещь из дешевой некачественной пряжи. Зря потраченное время. Нельзя сделать конфетку из того, что для этого не предназначено. Удовольствия от процесса вы не получите: неприятно работать с плохой пряжей и на уровне подсознания вы уже знаете, что результат не будет радовать. Как бы вы не старались из дешевой синтетической пряжи не выйдет изделие премиум класса. И здесь дело не в ваших умениях, но ложное чувство вины останется. Оно вам надо?

5. Когда хотят из 100 грамм пряжи получить свитер, юбку и палантин. Существует определенный минимальный расход пряжи на изделие. Плюс на образец и "на всякий случай" закладываю. Если пряжи на изделие может не хватить, сразу обговариваю и предлагаю варианты: докупить, смиксовать, связать с полосами другой пряжи или колор-блоками.

6. Когда клиенту нужно срочно, в не реальные сроки. Есть технологические нормы времени на изготовление определенного изделия. Это при том, что если вязание-работа, т.е. вы вяжите не отвлекаясь по несколько часов в день. Так на свитер для взросло дается 2 недели. Добавляем сюда время на большой размер, сложный узор, непредвиденные обстоятельства. Тогда мы в спокойном режиме, без нервотрепки вяжем. Связали быстрее, если захотели, быстрее отдали клиенту. Если нужно срочно, то увеличиваем цену пропорционально "срочности". Самый выдающийся случай из моей практики, когда просили связать жаккардовый мужской свитер за 5 дней, чтобы успеть подарить на Новый год.

7. Когда вещь, которую заказывает клиент, ему совсем не подходит. Очень тонкий момент. Может быть изделие очень интересное и клиент увидел его на ком-то в другой комплекции, что смотрелось шикарно. Но если вы видите, что совсем " не сядет" изделие на человека, лучше отказать. Когда вы выполните работу, ему может не понравится, а виноваты будете вы.

8. Когда задумка не соответствует действительности. Далекие от вязания люди создают в воображении ТАКОЕ эксклюзивное изделие. Сейчас еще можно поблагодарить искусственный интеллект за красивые идеи. И приходят с красивой картинкой. А как выполнить это никто не знает. А то, что можно воплотить в жизнь уже будет "другая история". Не стоит обманывать ожидания и разочаровывать.

А вы отказываете клиентам? В каких случаях?

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк - тогда ее увидит больше людей.

Подпишитесь на канал чтобы не пропустить новые публикации, ведь впереди еще много интересного.

#советы #вязаниеназаказ #хоббикакработа #вязаниекакбизнес #вязатьвыгодно