Найти в Дзене

Просто везение?

Тана Френч «Ведьмин вяз»

Везунчику Тобби Хеннесси повезло в очередной раз: во время ограбления его жестоко избили и оставили умирать, но он выжил.

Искалеченный, утративший бесшабашную дерзость, подверженный паническим атакам, путающийся в мыслях и страдающий провалами в памяти Тобби то впадает в дичайшую депрессию, то  пытается как-то восстановить свою жизнь. Но одно понимает наверняка: прежним он  уже никогда не будет.

Почти треть книги посвящена описанию физической и душевной боли Хеннесси. Это описание, вложенное в уста самого главного героя, достаточно образно и точно. Читатель легко погружается в эту атмосферу и проникается к персонажу  симпатией, хотя  Хеннесси трудно назвать безупречным.

Ещё один образ, нарисованный в романе, - девушка Тобби Мелисса. Человек очень светлый, чуткий, преданный, отзывчивый. Хеннеси отзывается о ней с необыкновенной теплотой и признательностью. Именно она помогает преодолевать самые тяжёлые моменты непростой реабилитации.

Поначалу не совсем понятно, в чём именно заключается детективная составляющая, о которой заявлено при обозначении жанра. Быть может, речь  пойдёт о том, кто же напал на Тобби Хеннесси? Но следствие идёт медленно и где-то за кадром.  Однако двоюродная сестра просит Тобби пожить в Доме с плющом и присмотреть за дядей, который  серьёзно болен. Так под одной крышей оказываются два почти инвалида и помогают друг другу  оставаться живыми.

Хьюго вовлекает племянника в своё генеалогическое расследование, которое проводит по просьбе одной из клиенток.

Казалось бы, перед нами классическая драма, но детективный поворот всё-таки обозначается, когда в саду в дупле старого дерева дети находят человеческий череп.

Чьи это останки? Как они туда попали? Была ли смерть случайной, или это убийство? Кто и за что его совершил? Вопросы поставлены. И всё равно в первую очередь в центре внимания не расследование, а попытка разобраться в себе самом и в окружении.

Постепенно выясняются подробности, которые подтачивают возникшую симпатию. Не меняется отношение, пожалуй, только к Хьюго и Мелиссе, но даже здесь есть над чем подумать.

В книге поднимаются вопросы нравственности, социального расслоения, подросткового эгоизма,  готовности или неготовности нести ответственность за свои поступки.

Здесь много жестокости и боли. Автор показывает читателю, как темно порой у человека внутри, на какие страшные вещи он способен.

Вместе с Хеннесси стоит задуматься о том, «в чём же именно заключается везение, до чего оно гладко и восхитительно-обманчиво, какие безжалостные изгибы и узлы скрывает его изнанка, какие смертельные опасности в нём таятся».

Оценка 4,5/5

О других книгах Таны Френч