Спартак - самая популярная команда страны. И пусть с этим могут не согласится в городе на Неве, люди разбирающиеся в футболе и так все знают. Я же расскажу о не самых известных, но очень интересных историях про красное-белый коллектив. А прежде чем читать дальше, пожалуйста, подпишитесь!
Сделать карьеру Видичу помогла китайская медицина.
В 2003 году юная теннисистка Ксения Первак, дочка генерального директора московского Спартака Юрия Первака, лечила травму у занимающегося иглоукалыванием китайского доктора Лю Хуншэна. Результаты настолько впечатлили спартаковского босса, что он спросил Лю, сможет ли тот вылечить потенциального новобранца клуба сербского защитника Неманью Видича. Молодой серб считался талантливейшим футболистом, но из-за проблем со спиной его не хотел покупать ни один серьезный клуб. Платить за полуинвалида запрашиваемые четыре миллиона евро было большим риском. Нужно было оперировать межпозвоночную грыжу, но сколько займет восстановление и какой будет результат, никто прогнозировать не мог. - Я сказал: «Покупайте! Вылечу!» - рассказывает Лю. - Хотя сам тогда еще не имел к Спартаку никакого отношения. Полтора месяца я делал ему массаж и ставил иголки. После лечения у Лю Видич про спину забыл. Сначала серб заиграл в Спартаке, потом за 15 миллионов евро его приобрел Манчестер Юнайтед, и в свое время называли лучшим защитником мира. С тех пор за много лет в руках Лю перебывали все футболисты Спартака, включая звезд первой величины. Даже такие капризные легионеры, как Кавенаги и Веллитон, быстро раскусили, что китайский доктор способен помочь практически в любой ситуации.
На чемпионскую игру с Жемчужиной пришло всего 5 тысяч человек.
В начале 90-х Спартак вёл борьбу в чемпионате не столько с противниками, сколько с самим собой. По подбору исполнителей москвичи на голову, а то и на две превосходили номинальных конкурентов. Вопрос был только в том, когда они оформят титул, на финише или досрочно. Сезон-1994 выдался в этом плане максимально скучным: уже к 27-му туру спартаковцы стали недосягаемыми для преследователей. Отсутствие интриги, по-видимому, и обусловило аномально низкую явку болельщиков на фактически чемпионскую игру. Поздравить команду с очередным трофеем в Лужники явилось всего 5 тысяч человек. Впрочем, и для них хозяева расстарались. Сочинская Жемчужина была обыграна непринуждённо и красиво – 5:2. После, как водится, были всеобщие обнимания, круг почёта, качание тренера. Наверняка присутствовало «чемпионское» шампанское в раздевалке и продолжение банкета.
Водитель клубного автобуса, вместе с Титовым догоняли по Москве девятку, водитель которой разбил им стекло.
Экс-капитан Спартака Егор Титов не раз признавался, что для него клуб — это не только футболисты и тренеры, но еще и непубличные люди, хранители традиций. В числе таковых он называл менеджера Леонида Хаджи, начальника Валерия Жиляева, видеооператора Александра Святкина, мастере по обуви Вячеслава Зинченко и, конечно же, водителя автобуса Николая Дорошина, которого всегда вспоминал с теплотой.
Такое внимание к шоферу — неспроста. «Начальник автобуса» Матвеич, как уважительно называли его футболисты, настоящая легенда клуба. Он присоединился к Спартаку еще во времена, когда Олег Романцев был игроком, отпахал за баранкой 35 лет и не только получил специальный именной перстень от клуба за преданность, но не немало добрых слов от игроков.
«Профессионализм был у него в крови. Столько лет отработал и все эти годы без каких-либо серьезных аварий. Понятно, что нервничал в дороге, но этого старался не выдавать, делал свою работу четко и грамотно. Старался всем помогать», — вспоминал Сергей Шавло.
За эти годы поводов понервничать у Матвеича действительно накопилось предостаточно. Рассказываем об одном из самых интересных.
В начале 1990-х спартаковцы ехали на новом клубном автобусе из парка Сокольники на базу в Тарасовку. Почему-то в салоне тогда находились только три футболиста — Егор Титов, Сергей Чудин и Валерий Чижов. Тем не менее пассажиров этот факт вовсе не смущал. Скорее наоборот, счастливцы чувствовали себя как дома — Чижов занял место главного тренера, через проход в другом ряду сидел Титов, а на «откидушке» у двери — Чудин.
Спартаковцы ехали в отличном настроении — слушали музыку, шутили и смеялись. Несмотря на веселье игроков, водитель поначалу сохранял концентрацию. Однако вдруг на мгновение отвлекся. Тут-то и началось самое интересное.
«В Королеве около поста ГАИ Матвеич перестроился в левую полосу так, что из-за нас какая-то «девятка» едва на встречной полосе не очутилась. На светофоре нас эта машина догнала и объехала по встречке. Вылез чудак с бейсбольной битой — как двинул по окну возле Матвеича! Весь салон в осколках!», — вспоминал Егор Титов.
Казалось бы, после случившегося нужно немного времени, чтобы обдумать ситуацию. Однако Николай Дорошин размышлять не стал — стряхнул осколки и погнался за беспредельщиком на «девятке».
«Я опомниться не успел, как машина с визгом сорвалась с места. Матвеич за царапину на клубном автобусе любого удавит, а тут — целое стекло… Стряхнул он с себя осколки — и по газам! Это была настоящая погоня, как в культовом «Место встречи», где Высоцкий кричал: «Давай, отец, поднажми!» Вот и мы с пацанами голосили: «Давай, Матвеич, поднажми!» Чудо орет: «Чиж, запомни номер!» Погоня! Азарт! Адреналин! Меня тогда поразило, что Матвеич на такой махине к бандитской «девятке» сумел существенно приблизиться. Может быть, мы бы даже и догнали «бейсболистов», только те под мост ушли, совсем в другую сторону от базы», — вспоминал Егор Титов.
Тогда опаздывать было нельзя, поэтому пришлось вернуться на запланированный маршрут. Неудивительно, что настроение у всех уже было испорчено. Больше остальных расстроился Дорошин.
«Как же Матвеич тогда расстроился! Он в Спартаке работает целую вечность — Романцева возил, когда тот еще игроком был. И никогда с ним не приключалось ничего подобного», — писал Титов.
Впрочем, ни на репутацию, ни на работу водителя тот досадный случай не повлиял. После Дорошин еще не один десяток лет крутил баранку в Спартаке — вплоть до начала 2010-х.
В 2012-м в перерыве главного дерби страны Матвеичу вручили именной перстень красно-белой легенды. Ранее эту награду получали только Андрей Тихонов, Олег Романцев, Федор Черенков, Егор Титов и Дмитрий Аленичев.
А в ночь с 10 на 11 марта 2013 года легендарного водителя не стало. После продолжительной болезни Николай Матвеевич скончался в Боткинской больнице Москвы на 68-м году жизни.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, если вам понравилась или оказалось полезной эта статья. Так же автора можно поддержать рублем на карту Т-Банка: 2200 7008 7299 2382