Найти тему
Семён Уралов

Расширение историко-политической дискуссии с товарищем Жуковым. Часть1

Оглавление

Подготовка ответа товарищу Жукову в дискуссии о сути 17 сентября 1939 года вывела меня на мысль о необходимости философско-политических дебатов. Потому как частный исторический случай с «польским походом Красной армии» выявил наши противоречия на уровне понятийного аппарата. Посему дискуссию предлагаю расширить до полноценных дебатов как минимум по темам, которые обозначены далее !!!.

Ибо без выяснения на уровне понятий будет сложно удержать дискуссию на таком уровне, чтобы Горький с Плехановым репостнули, живи они в наше время :)

А уровень ниже нам не подходит. Верно, товарищ Жуков?

Философские понятия: Эксплуатация и классовое устройство общества.

Товарищ Жуков оспаривает мой тезис об «имперскости», как особой форме доминирования, которая свойственна далеко не всем государствам.

«Например, Рим, или Ассирия устанавливали и продвигали власть с целью получения неограниченного доступа к ресурсам, в т.ч. людским для подавления с целью эксплуатации. Широкой, неограниченной, внеэкономической эксплуатации. Сие значение к СССР применимо от слова никак», выдивигает тезис товарищ Жуков.

Понятие «эксплуатация» неточно описывает отношения в обществе и государстве. Диалектическое разделение всего и вся на эксплуататоров и эксплуатируемых суть упрощение, что убедительно показал Александр Зиновьев. Да, отношения эксплуатации возникают как в деловых коллективах, так и в семье, где до ХХ века несовершеннолетние дети рассматривались как дармовая рабочая сила. Однако, в «коммунальных социальных клеточках общества» (системы жизнеобеспечения, почта, железные дороги) отношения кооперации важнее, чем отношения конкуренции, которые лежат в основе эксплуатации. В «деловых социальных клеточках» доминирует конкуренция и нещадная эксплуатация управляющего меньшинства - это правда.

Государство и вовсе может выступать экплуататором по отношению практически к любому общественно-политическому субъекту. Поэтому правильно говорить об отношениях управляющего коллективного меньшинства и управляемого социального тела, где возникают более сложные отношения, чем просто экономическая эксплуатация.

Государство, которое описывал марксизм начала 20 века было ничтожно по глубине и масштабу влияния на отдельно взятого гражданина, который обладал крепкими социальными связями, особенно в сельской местности. Урбанизация, автоматизация производства, нефтехимические продукты питания и цифровое потребление кардинально изменило общество как минимум того, что мы называем «глобализированный мир», куда сегодня входит и современная Россия. В течение 20 века произошла атомизация общества и как следствие отмирание того, что называли наши античные предки как «классовое сознание».

!!! Напрашивается дискуссия «Об эксплуатации, иных доминирующих отношениях в обществе/государстве и адекватности социологии марксизма».

Продолжение следует