Найти тему
Давай в творчество

Поболтаем? Беседа с поэтом и исполнителем Сергеем Показаньевым

Фото: Шедеврум
Фото: Шедеврум

В рубрику «Поболтаем?» мы приглашаем творческих людей с самыми разными хобби и увлечениями, чтобы побольше узнать о самих творцах и их любимых занятиях, расспросить о секретах и получить советы для тех, кто только решает для себя, чем занять свободное время. Может быть, опыт именно сегодняшнего гостя станет отправной точкой в плавании по миру творчества.

Сегодня варить кашу из топора вместе с нами будет поэт и исполнитель Сергей Показаньев. Сергей начал писать стихи много лет назад, и со временем некоторые из них превратились в песни. У Сергея нет специального музыкального образования, однако он сам научился играть на гитаре и вполне поставил голос. О музыкальном творчестве в нашей сегодняшней беседе.

Привет! Расскажи, с чего всё началось? Помнишь, как написал первое стихотворение?

Сергей: Привет, привет. Первые какие-то пробные стихи у меня начали сочиняться ещё в средней школе. С того периода не осталось практически ничего, за исключением парочки поздравительных работ. Как написал первое, уже и не вспомню, как, собственно, не вспомню и то, о чём оно было.

Для себя стартовой точкой я обозначил тот момент, когда появилось стихотворение «Ночь». Это период уже раннего студенчества. И вот с этой работы понеслось… Начали появляться новые. Некоторые из них стали превращаться в песни. Ведь именно в этот же период студенчества я открыл для себя тягу к музыке и желание играть на музыкальных инструментах. Также огромную лепту в формировании и развитии моей творческой стороны оказала отрядная деятельность.

Писать стихи непросто. Как ты находишь вдохновение?

Сергей: Писать стихи не просто, я согласен с этим изречением. Ну, лично мне точно. Есть, конечно, те, кто словами и рифмами выстреливает, как пулемёт Калашникова извергает из своего ствола пули *смеётся*. Для меня это всегда кропотливая, взвешенная и тонкая работа. Могу сказать, что за всё то время, когда у меня рождались работы, понял одно — заставлять себя писать, как говорят, «из-под палки» категорически нельзя. Если ты делаешь работу через силу, то она получится неискренней. Вдохновение в моём случае — это как выстрел, как удар тока или раскат грома где-то внутри меня. В голове, в душе — не важно, где. Это то, что поражает на какие-то секунды, заставляя застыть на месте, даже во время разговора… И после этого явления (главное — успеть схватить блокнот или телефон) появляются строчки. Вдохновение может прийти в самый неожиданный момент. За каким-то важным для меня разговором или когда думаешь о чём-то или о ком-то, когда занимаешься домашними делами. В любой момент, в любое время. То, что для меня важно в тот или иной период жизни, выливается в строчки, а уж из них может распуститься, как цветок, стих. Если привести пример, то работа «Бесконечность» появилась на свет в разгаре разговоре в ICQ с подругой во время моей прогулки по набережной города. Мне потребовалось несколько минут, чтобы её написать. А начало её было всего лишь ответом — ответом в виде четверостишия на сообщение. Ответ-то я написал… Но остановиться на этом как-то не вышло *смеётся*

«Бесконечность»
В сплетении улиц и рое домов
Встречаются души с покинутых снов.
В потёртых часах и с потерянных дней
Соединяются судьбы людей.
Случайностей — тонкая, липкая нить…
Прозрачна, незрима, хоть в оба смотри,
Но твёрдо и верно выводит туда,
Куда протянула её та судьба.
Судьба, что разводит одних навсегда,
Сводит других, будто б части моста.
Минуты, секунды, недели и дни
Куёт она в прочные звенья цепи.
И так происходит с истоков веков…
В сплетении улиц и рое домов,
В потёртых часах и с потерянных дней
Соединяются души людей.

P.S. Когда-то «Бесконечность» была самой короткой из моих работ.

Много приходится редактировать?

Сергей: О, да *смеётся*. Немало. Порой было и несколько дней. Ведь даже если на первый взгляд кажется, что работа готова, это может быть не так. Нужно какое-то время после того, как написал, поставил окончательно точку… Нужно её отложить, отойти в сторону, и после того, как свежим взглядом на неё посмотришь и ничего не вызовет диссонанса, значит, всё, готова. Естественно, не забывается проверка орфографии и пунктуации. Мне очень повезло, что у меня есть люди, которые мне в этом помогают. Свои личные редакторы.

Ты сам пишешь музыку или она рождается в коллективном творчестве?

Сергей: Тут и так и так. Есть вещи, которые от А до Я полностью мои, есть — где на мои стихи накладывалась музыка и получались очень сильные и красивые вещи (тут ни капли нарциссизма, а лишь суждение с того, как эти вещи становятся востребованы в народе). Бывает так, что изначально рождается мелодия, некая тема. Проигрывая её, вдруг видишь её окрас и характер, и вот тут уже начинают подставляться слова. Но чаще всего наоборот. Сначала появляется определённая поэтическая тема, и вот уже на неё накладывается мелодия. Единственное, что (но это субъективное моё мнение), не все стихи должны и могут быть песнями. Некоторые должны остаться именно стихами. Они могут читаться с музыкальным подобранным аккомпанементом, это да, но не петься.

Есть ли у тебя опыт соавторства?

Сергей: Да, конечно, такого опыта предостаточно, начиная с университета, где мы запускали листок по рядам и по итогу выходили просто шедевры *смеётся*. А если серьёзно, то, как говорил ранее, есть совместные работы, где на мои стихи писалась музыка и получалась песня. Также есть ряд совместных поэтических работ с другими авторами на различные темы. Некоторые вещи делались, как говорят, «глаза в глаза» или «плечом к плечу». Другие же создавались дистанционно. Скажу честно, не все эти эксперименты удачны. С кем-то получался жуткий разнобой, разные такты, разное виденье, как говорится, «не попали в волну» (или же струю) *смеётся*. По итогу эти вещи не рождались в полном смысле этого слова, для этого мира. Уходили в стол или просто забывались, вычёркивались навсегда. Другие же… Как бусинка к бусинке, да так, что порой и сам забывал, где мои строчки, а где писал соавтор.

В любом случае это нужный и интересный опыт. Дуэты порой прекрасны.

Ты пишешь только стихи или пробовал себя и в прозе?

Сергей: Дневник считается? *смеётся* Хотя и с дневником тоже… Вот с прозой — с прозой всё намного для меня сложнее. Сценарии и номера писал, а вот какие-то произведения не получались.

Бывают ли у тебя периоды творческого застоя? Как борешься?

Сергей: Я думаю, что рано или поздно у любого автора наступает такая пора, когда происходит застой и случается кризис. Чтоб это прогнать, пытаюсь напитаться эмоциями, чем-то ярким, интересным, встречами с людьми, общением. А иногда нужен некий толчок, своего рода *смеётся* волшебный пендель…

У меня периодически случаются такого рода кризисы. Был период, когда ничего не рождалось на протяжении полутора лет. Как вдруг мой близкий друг, соотрядник, поэт, музыкант, пишет, мол, знаешь, пошарился по твоей стене, увидел небольшое стихотворение (на самом деле, это был отрывок вроде зарисовки, так сказать, намёка на тему, который родился, но не вырос *улыбается*) и написал музыку. Нужно его дописать, а то для песни мало. Скинул музыку, а там такой обалденный вальс, что закачаешься… Ну что ж, нужно делать. И вот он, тот самый волшебный пендель!!! Я успевал писать во время своего рабочего процесса. Был провал… Но тут «Остапа понесло»… По итогу родилась большая песня, в которой аж семь куплетов (это для песни много, если брать, конечно, классические основы) и ни одного припева. Другу даже пришлось менять музыку. Вальс стал не медленным и спокойным, а очень быстрым и энергичным. Со временем у этой песни появились свои поклонники. Называется она «Гостья Осень».

В общем, чтобы выйти из застоя, на мой взгляд, нужна цель, пинок, толчок. Нужно этого захотеть, и строчки обязательно найдутся.

Фото: из личного архива. Душевная атмосфера живого выступления
Фото: из личного архива. Душевная атмосфера живого выступления

У тебя есть опыт выступлений перед публикой. А ты помнишь свой первый раз?

Сергей: У меня в школе был такой предмет, как театр. Это и был первый *смеётся*. Но если подумать, то мы все декламировали стихи перед своими классами, значит, мы все немножко артисты *улыбается*. А учился я просто. Я пел в пешеходных переходах и был опыт, когда пел в электричках. В целом, я никогда не боялся людей. Сцены всегда были где-то рядом в моей жизни. Даже в начальной школе я всегда был конферансье. Отрядная деятельность, номера с детьми на подмостках лагерных сцен. Сложно выделить что-то одно. Всё было переплетено.

А какое своё выступление ты считаешь лучшим?

Сергей: Самые лучшие выступления и самые дорогие сердцу — это выступления из детства, дома, перед родителями, бабушкой и дедушкой. От них всегда тепло. А так — каждое новое выступление не похоже на предыдущее. Но самым эмоциональным, энергичным и запоминающимся было выступление в начале этого года на мой день рождения. Сложилось так, что у меня день рождения приходится на Старый Новый год, и у меня появилась традиция делать людям концерт. В этот раз он был ещё и юбилейный — пятый по счёту. Это было просто бомбически.

Тебе больше нравится выступать одному или с командой музыкантов?

Сергей: С друзьями и знакомыми всегда веселее. Больше инструментов, больше драйва.

А ты сам играешь только на гитаре или освоил ещё какие-то инструменты?

Сергей: Я использую ещё инструменты перкуссии (Ударные музыкальные инструменты. — Прим.ред.). У меня есть шейкер и тамбурин. Основной инструмент — это всё же гитара, но я хочу освоить и что-то другое. Мне многое интересно, что связано с музыкой.

А вообще сложно было учиться играть самостоятельно?

Сергей: Конечно, сложно. Заниматься музыкой — это непростое дело. Любой профессиональный музыкант, даже если он уже сверх ас, скажет, что он ещё только учится. Музыке невозможно обучиться полностью из серии: «Вот я выучил правило, всё, теперь я большой молодец, я всё знаю». Музыкой занимаются всю жизнь. Тут нет пределов. Постоянно появляется что-то новое. Новые инструменты, новые фишки, новые гармонии. И всё это похоже на «Я ещё не волшебник. Я ещё только учусь». Я думаю, что за основу можно взять упорство, труд, а главное, желание. Внутренняя искра, огонь. Без этого ничего не выйдет. И нужно стараться уделять музыке хоть немного времени каждый день. Ведь как бывает: многие хотят, покупают инструменты, чутка попробуют, где-то что-то не пошло, и всё откладывается на потом. На завтра, послезавтра. Вот точно, со следующего понедельника обязательно займусь… И по итогу: несостоявшаяся мечта и склад инструментов в шкафах, балконах, антресолях.

Учиться всегда сложно. Главное — к какому итогу ты придёшь.

А песни Цоя играл?

Сергей: Песни Цоя *улыбается*… В нашей стране только ленивый не играл Цоя *смеётся*. Конечно, играл и играю. Это своего рода некий базис для музыкантов. «Кино» пользуется популярностью спустя десятилетия. И многие его (Цоя) песни, на мой взгляд, вечны. Вечны в особенности для тех, кто слушает рок, хотя «Кино» перепевают в различных жанрах разные исполнители. Тут можно сказать, что вдыхают новую жизнь, не давая забыть о Цое и его творчестве. И это — очень хорошо.

Но у меня началось всё далеко не с песен «Кино». У истоков моего самообучения были простые мелодии на одной струне, из серии «В траве сидел кузнечик» *смеётся*. А первая песня, которую я выучил, ещё учась в школе в одиннадцатом классе, была песней студенческого отряда. Её название «Реченька». По стечению поворотов жизни меня и самого потом занесло в студенческий отряд. Но тогда этого никто не знал. Просто разучили красивую песню с друзьями и пели. К слову, она («Реченька») до сих пор мной исполняется и одна из самых любимых мной песен. Началось всё с того, что старший брат одного из моих друзей припёр домой гитару. На тот период (как и сейчас мне думается) он знал всего одну песню. И да, это песня «Реченька» *смеётся*. Показал моему другу, друг — нашему кругу. И… Понеслось…

Вообще, в то время, когда мы взяли в руки гитары, такой базы, как интернет, не было. Покупали самоучители для новичков серии «Анна Каренина» (ездили за ними в музыкальный магазин и с нетерпением ждали новых выпусков), списывали друг у друга тексты с аккордами, брякали на гитарах в любое свободное время. Помню, что старались играть в темноте, чтоб не было соблазна посмотреть, правильно ли поставил пальцы, чтобы лучше слышать и понимать, чтобы чувствовать гитарный гриф не глядя. И потихонечку уровень начал подниматься. Потом меня занесло в студенческий отряд. А основной отрядный инструмент — это, естественно, гитара. Без неё не проходило ни одно мероприятие. Меня выбрали в какой-то там год (в самом начале моего студотрядовского пути) гитаристом отряда. Пришлось поднимать уровень. Учить песни, участвовать в спевках. Гитара была со мной повсюду, пели и играли тоже везде, в помещениях, на улице, даже когда куда-то ездили — то в вагоне электрички, а если тот был полон — в тамбуре *смеётся*. Постепенно набиралась скорость, постепенно появлялось умение, не без мозолей на пальцах, как без этого-то? *смеётся*

В общем, было здорово. Гитара поселилась в моём доме (потом у неё появились соседки, а со временем и соседи), а сейчас у меня дома — целый музыкальный арсенал. Самое главное не то, что гитара появилась в доме, а то, что в моей душе и сердце поселилась музыка (я, кстати, с детства любил петь и слушать. Помню, как папа мне подарил китайский трёхкнопочный плеер и две кассеты. Одна была альбомом группы «Smoke», другая — на одной стороне была группа «Дюна», на другой — «На-На»). В общем, прекращу играть и писать только в том случае, когда в глазах потухнет свет… Без музыки, без творчества меня как и нет вовсе.

И когда наступает пора кризисов (о чём ранее беседовали) мне становится очень не просто, как будто нет рук или ног.

Фото: из личного архива. И это ещё не весь арсенал Сергея.
Фото: из личного архива. И это ещё не весь арсенал Сергея.

Какое из своих произведений ты считаешь самым лучшим?

Сергей: Законченное *смеётся*.

А если честно, то, наверное, все. Работы разные. Каждая новая не похожа на предыдущие. Безусловно, есть свой почерк, свои темпы, свой слог. Но они разные. Каждая дорога по-своему. Ведь за ними что-то есть. Это и эмоции, и мысли, это переживания и образы. Судить по аудитории тоже не просто, как говорят: «Сколько людей, столько и мнений» и «На вкус и цвет все фломастеры разные» *смеётся*. Одним заходит одно, другим другое. Вот, к примеру, работа «Эхо Второй Мировой» порождает бурю эмоций в людях (и у меня тоже), у кого-то даже вызывает слёзы. Она сильная. Писал я её в память нашим дедам и прадедам, в память нашему многострадальному народу и стране (пусть название страны и было иным тогда, история-то у нас одна). В будущем есть идея экранизации данного произведения. Самые лучшие работы — это не те, что законченные, а те, которые порождают у слушателей эмоции, даруют образы, вызывают чувства.

А какое из них можешь назвать своим любимым?

Сергей: Нелюбимые, как правило, уходят в стол и никогда не достаются и даже забываются. Я люблю свои работы, наверное, все. Как сказал выше, за каждой что-то есть. Но если нужно выбрать, то, наверное, это будет стихотворение в память о папе. Оно лично для меня очень важное, очень сердечное. Писать любимому человеку, которого нет уже много лет, — это как открыть душу и сердце всем ветрам и миру, всем людям.

Если говорить об эмоциях, то отмечу ещё одну работу. Она вызывает во мне всегда теплоту, когда читаю её сам для себя тихонечко или декламирую людям. Работа называется «Загадки на листе». В ней много образов, света и тепла. В ней слышатся даже звуки. Иногда мне кажется, что она не моя, что кто-то другой взял и написал такое чудесное произведение.

Когда становится в душе холодно и неуютно, я всегда её читаю, и становится много лучше.

Технический вопрос: когда пишешь, какими инструментами и сервисами пользуешься?

Сергей: Бывают моменты, когда теряю рифму или не могу найти нужного слова… Вот тогда я прибегаю к генератору рифм. Слава небу, есть у нас блага цивилизации в виде интернета, где есть всё.

В самом начале я работал в блокноте (всегда таскал его с собой, и эта привычка сохранилась и по сей день). Это было кропотливо. Сколько перечёркнутых строчек и сколько выдранных, скомканных и закинутых страниц блокнотов в сторону мусорного ведра было — даже не сосчитать, только небу это ведомо. Сколько раз переписывал из черновика в чистовик, выводя каждую буковку, чтобы было красиво *улыбается*, и этого тоже не счесть.

Сейчас всё иначе. Есть телефон. Он под рукой всегда. Как правило, когда приходят мысли, зарисовки, эскизы, намёки на тему, чтобы не потерять, не забыть, я пишу сам себе в VK. Там же потом развиваю. Соединяю кусочки. Меняю местами. Бывает, что выбираю из нескольких вариантов, что лучше звучит, что лучше подходит по тактам и смыслу. И уже потом, когда работа, на мой взгляд, готова, для контрольной проверки отправляю своей подруге, филологу по образованию, а ныне директору одной из наших школ (удивительно, как при своей загруженности она находит время). И после её правок размещаю работу на всеобщее обозрение. К слову, я ей очень благодарен за помощь и терпение, ведь пока она правит, у меня может несколько раз измениться, казалось бы, конечный вариант *смеётся*. Так же свои работы сохраняю в Ворде на компьютере. У каждого есть свои папочки. Песни. Стихи. Зарисовки или же наброски. Сценарии.

Хочу сказать ещё то, что бывает мысль выстреливает так внезапно, что нет возможности достать блокнот иль телефон. Тогда под руку идёт всё, что попадает… Пыль на какой-нибудь поверхности, запотевшее зеркало в душевой, любой клочок бумаги. Один раз даже строчки писал, боясь их забыть, на заледенелом окне трамвая. Тут главное не потерять то, из чего может появится новое произведение. А на чём — это уже вопрос второго порядка.

Каким известным высказыванием или цитатой ты мог бы описать процесс своего творчества?

Сергей: Трудиться, трудиться и ещё раз трудиться.

Где можно познакомиться с твоим творчеством? (со ссылками!)

Сергей: В основном я размещаю работы у себя на стене в VK (профиль закрыт по личным причинам автора. — Прим.ред.). С недавнего времени создал свой канал в ТГ. Также начал публиковать на портале Стихи.ру.

Что можешь посоветовать начинающим поэтам и исполнителям?

Сергей: Никогда не сдаваться. Пробовать, пытаться. Путь вверх всегда тернист и труден. Не слушать массы, особенно если будут говорить, что у тебя ничего не получится. Если есть стремление и горит огонь, то всем ветрам и злым языкам назло — хвост пистолетом и вперёд. Дерзайте. Мечтайте. Ищите. Творите. И обязательно всё получится.

Спасибо большое за увлекательную беседу.

Сергей об этом не упомянул, а мы знаем, что он не просто пишет стихи и поёт в своё удовольствие, но также удостоен нескольких наград на разных фестивалях. А ещё он надеется в обозримом будущем выпустить печатный сборник поэзии. Пожелаем Сергею вдохновения и успехов во всех начинаниях. И продолжаниях.