Британские рабочие привыкли к комфорту и надежности грузовиков, произведенных на их родине. Но в 1970-е годы на стройки страны прибыла новая сила – огромные с грохочущими двигателями КрАЗы из СССР. Почему выбор пал на советские грузовики? В чем была выгода их покупки? Ведь капиталисты не могут без выгоды! Давайте разбираться вместе.
Чем советский КрАЗ-256Б был лучше западных аналогов
Советские автопроизводители стремились занять свою нишу не только в странах соцлагеря, но и на капиталистическом рынке. В этом контексте особенно интересна история экспорта советских самосвалов КрАЗ, которые, как ни странно, нашли широкое применение в Великобритании – стране, где царили автомобили Ford, Bedford, Leyland и других западных брендов.
Ключевую роль в экспортном успехе КрАЗов сыграл самосвал КрАЗ-256Б, появившийся на свет в 1966 году. Он стал логическим продолжением модели КрАЗ-222, но получил ряд существенных улучшений, которые вывели его на новый уровень.
КрАЗ-256Б получил существенные улучшения:
- новое рулевое управление было более совершенное, что сделало КрАЗ-256Б более маневренным и удобным в управлении;
- улучшенная усиленная подвеска позволила самосвалу более эффективно справляться с неровностями дороги, что повысило комфорт водителя и продлило срок службы машины;
- облегченная самосвальная платформа снизила общий вес автомобиля, что положительно сказалось на его топливной экономичности и маневренности;
- новая коробка передач с обновленными передаточными числами оптимизировали работу двигателя и повысили эффективность использования топлива;
- мощный 4-тактный дизельный двигатель ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. обеспечил самосвалу высокую тяговую силу, позволяя ему справляться с тяжелыми грузами и сложными дорожными условиями.
Главные преимущества КрАЗ-256Б перед западной техникой:
- Повышенная грузоподъемность. Грузоподъемность КрАЗ-256Б выросла до 12 тонн, что сделало его привлекательным для строительных работ, добычи полезных ископаемых и других задач, требующих транспортировки тяжелых грузов.
- Экономичный расход топлива. КрАЗ-256Б демонстрировал впечатляющую топливную экономичность (39 л на 100 км при 60 км/ч), особенно в сравнении с западными аналогами того времени.
- Простота обслуживания. Советский самосвал отличался простотой конструкции и доступностью запчастей, что было особенно важно в условиях развивающихся стран, где найти запчасти для западных машин было значительно сложнее.
Сочетание высокой производительности, экономичности, надежности и доступности сделало КрАЗ-256Б успешной моделью не только на внутреннем рынке, но и на международной арене. Самосвалы поставлялись в Южную Америку, Африку, страны центральной и восточной Азии, а также в Западную Европу.
Великобритания: неожиданный покупатель
Среди всех капиталистических стран, наибольшее количество КрАЗов приобрела именно Великобритания. Это решение вызвало удивление у многих, так как в то время в стране был развитый собственный автопром, а КрАЗ воспринимался как машина из «другого враждебного мира».
Примечательно, что в Британии КрАЗы продавались под маркой BELAZ, но вместо зубров на эмблеме красовался носорог – символ силы и скорости.
Первым покупателем советских самосвалов в Великобритании стала фирма Cromwell из Ньюпорта, которая использовала их для вывоза шлака. Другие КрАЗы участвовали в строительстве дорог, работали в угольных карьерах и даже принимали участие в строительстве тоннеля под Ла-Маншем.
Крупнейшим владельцем советских самосвалов в Великобритании стала фирма Dowsett, которая использовала более сорока КрАЗов для строительства автомагистралей.
Основная выгода почему КрАЗы работали в Великобритании
Британские компании, несмотря на наличие собственного грузового автопрома, предпочитали покупать советские КрАЗы, потому что они были значительно дешевле и эффективнее импортных аналогов.
КрАЗы производились государственными предприятиями СССР, которые не были ограничены ценой, в отличие от частных компаний в капиталистических странах, которые платили из «своего кармана».
КрАЗ-256Б стоил всего 8000 фунтов, а его годовая эксплуатация обходилась на 850 фунтов дешевле, чем аналогичных европейских машин. Кроме того, развитая сервисная сеть UMO с обслуживанием в крупных городах и быстрая доставка запчастей из СССР делали ремонт КрАЗов быстрым и доступным.
Мало кто знал и это было секретно… КрАЗы изначально закупались Англией для работы в карьерах с расчетом на «одноразовое» использование, пока машины не износятся полностью. Да и водители там были «одноразовыми», так как не выдерживали и нескольких дней работы в этих жестких условиях вождения.
Но... несмотря на «одноразовую» эксплуатацию, КрАЗы отличались исключительной прочностью и выносливостью, что позволяло им полностью окупить себя к моменту полного выхода из строя.
Ложка дегтя в бочке меда
Несмотря на свою доступность и прочность, советские грузовики, включая КрАЗы, имели один существенный недостаток: они не были конкурентоспособны на мировом рынке. За редким исключением, советские машины не пользовались спросом в Западной Европе.
Для того, чтобы сделать советские грузовики более привлекательными для покупателей, нам приходилось устанавливать импортные двигатели, например, немецкие MAN на МАЗы или американские Cummins на чешские «Шкоды». Это объясняется тем, что не тянули социалистические движки ни по динамике, ни по СО.
В Великобритании КрАЗы использовались только на территории крупных строительных площадок, например, при вывозе грунта из тоннеля под Ла-Маншем. Их эксплуатация на дорогах общего пользования была запрещена, так как они не соответствовали требованиям к выхлопным газам и другим стандартам, предъявляемым к грузовому транспорту в странах «загнивающего капитализма».
И всё равно – сотрудничество было взаимовыгодным
Сотрудничество между Великобританией и СССР по поставке КрАЗов было взаимовыгодным. Британцы получили доступные и простые в эксплуатации грузовики, которые отлично справлялись с тяжелейшими задачами на стройках, а Советский Союз получил стабильный приток валюты.
Однако эта идиллия была недолгой. В 1979 году вступили в силу новые экологические стандарты на стройках, которые КрАЗы не могли удовлетворить. В результате, импорт советских грузовиков был запрещен. За все время сотрудничества в Великобританию было поставлено 440 КрАЗов-256Б.
Вместо заключения
КрАЗы – это не просто грузовики, это символ эпохи, когда экономика СССР и Западной Европы была тесно переплетена. Несмотря на кратковременность своего присутствия на британских дорогах, эти мощные машины оставили свой след.
А о том, почему у КрАЗа-255 были такие страшные названия, можно прочитать здесь:
КрАЗы – это история, которую нельзя забыть. Многие из вас видели КрАЗы, которые работали на стройках Советского Союза, да и сами работали на них. Считаете ли вы, что такие мощные машины, как КрАЗы-256Б стали «одноразовыми» для Великобритании действительно только из-за выгоды?
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!