Геворк Башинджагян — один из выдающихся армянских художников
Родился 16 сентября 1857 года в Сигнахи, Грузия. Художественное образование получил сначала в Тифлисе в Рисовальной школе при Кавказском художественном обществе, а затем в Академии художеств в Петербурге. Большое влияние на молодого художника оказал Айвазовский, с которым он не раз встречался, пользуясь приглашением великого мариниста бывать у него в мастерской. Окончил Академию с серебряной медалью, что дало ему право на получение стипендии для путешествия по Европе. В 1883 году путешествовал в Армению (Севан, Ереван, Аштарак, Эчмиадзин), в 1884 — в Италию и Швейцарию. Позже он писал, что "Альпы прекрасны, но они не смогут завоевать ваше сердце, если вы видели Кавказ".
Затем до конца жизни жил в Тифлисе, выезжая оттуда в различные области Южного Кавказа. Организовал выставки в Петербурге, Москве, Париже (где жил в 1899—1901 годах). В 1897 году создал серию картин маслом, изображающих Ани, средневековую армянскую столицу тысячи церквей. Трагедия 1915 года в Западной Армении сильно отразилась на душевном здоровье художника. Теме геноцида посвящены картины «Пожар в армянской деревне» и «Эрзерумские беженцы».
Умер 4 октября 1925 года в Тифлисе, похоронен, согласно его воле, рядом с могилой Саят-Новы на заднем дворе церкви Сурб Геворг. В СССР, а затем и в независимой Армении, были выпущены почтовые марки, посвящённые Башинджагяну. Его именем названа улица в Ереване. Написал более 1000 картин, большинство которых находятся в Национальной галерее Армении. Другие работы мастера находятся в Художественном музее Грузии, Музее искусства народов Востока (Москва) и Третьяковской галерее.
Особым мастерством и вдохновением отличаются картины: «Озеро Севан в лунную ночь» (1894), «Арарат» (1895), «Казбек» (1895), «Дорога в Дилижан» (1895), «Севан» (1896), «Река Раздан с Еревана» (1897), «Дождливый день в Севане» (1896), «Кафедральный собор в Ани» (1900), «В Севане» (1895), «Алазанская долина» (1907), «Арарат и Аракс» (1908), «В горах Зангезура» (1904), «Ущелье Санаина», «Дарьяльское ущелье» (1910), «Арарат» (1912).
Хотя он большую часть жизни прожил в Тифлисе, большинство сюжетов его картин связано с Арменией. Армянские художники, в частности, Мартирос Сарьян, считали Башинджагяна своим предшественником, и он рассматривается как основоположник реалистического пейзажа в армянской живописи. Помимо живописи, Башинджагян увлекался литературой. В частности, в течение тридцати лет собирал песни Саят-Новы. Отдал много сил для увековечения славы великого поэта, памятная плита которому поставлена в Тбилиси по проекту Геворка Башинджагяна. Исследуя и пропагандируя творчество Саят-Новы, он старался не допустить, чтобы имя великого ашуга было предано забвению.
.
.
Друзья, ваши подписки, лайки, репосты, комментарии помогут большему количеству людей увидеть материалы на нашем канале. Проявите пожалуйста активность!