Найти в Дзене
Неспешно по миру

Немного про мельхиор и историю его появления. Может вы чего не знали

Оглавление

История России. Немного про мельхиор и история его появления. Многие помнят советские красивые тяжелые приборы из мельхиора, но мало кто знает, что самые любимые дизайны этих столовых приборов были родом из ювелирных мастерских царского времени

Столовое серебро Карла Фаберже
Столовое серебро Карла Фаберже

Мельхиор — это не драгоценный сплав, основными его компонентами являются медь и никель. Советские приборы из мельхиора с царским дизайном в наше время стали коллекционными. Само слово «мельхиор» — это сочетаний фамилий двух французских учёных — «Maillot-Chorier», которые не  изобретали этот сплав,  а сделали известным его Европе. По-русски эти фамилии звучат, как Майо и Шорье, но французское название Maillot-Chorier в немецком языке исказилось в Melchior, и затем распространилось и прижилось в русском.

  • По мнению ученых, одной из важнейших задач алхимии считалось создание золота из менее ценных металлов. И хотя попытки достичь заветной цели оказались тщетными, алимики внесли большой вклад  в развитие химии и металлургии. Историю создания мельхиора можно считать самым показательным. Впервые сплав меди и никеля, приближающийся к мельхиору, был случайно создан до нашей эры китайцем Ли Лянь Ином – придворным алхимиком Чжоу Гуна и был назван  «Пакфонг». По внешнему виду сплав был неотличим от серебра, но в производстве был гораздо дороже. Поэтому пакфонг, названный еще белой медью, был причислен к благородным металлм, а его неподверженность коррозии и высокая пластичность позволили изготавливать из него ювелирные украшения и монеты.
изделие древнего Китая
изделие древнего Китая

Мельхиор часто именуют еще «немецким серебром», потому что именно в Германии в прошлом веке выпускалось большинство предметов из этого сплава. Помимо мельхиора, столовые приборы в Европе делали и из никелево-цинкового сплава (нейзильбера).

Использование мельхиоровых приборов стало популярно в Царское время, когда изысканные ложки и вилки мог приобрести средний класс. Сплав этот был очень похож на серебро, но прочнее и имел некоторые преимущества перед серебряными столовыми приборами:

  • при взаимодействии с горячей пищей не нагревается;
  • относительно низкая цена конечных изделий в сравнении с серебром, хотя по характеристикам мельхиор не уступает благородному металлу;
  • не выделяет вредных веществ при использовании;
  • сохраняет привлекательный внешний вид довольно долгое время;
  • не деформируется, не гнётся.

А вот недостатками его можно считать  то, что приборы очень быстро покрываются тёмными пятнами или налётом.

-4

Из мельхиора в России с конца ХIХ века изготавливали самовары, ложки, вилки, ножи, подносы, подстаканники и другие предметы сервировки стола.

Сплав настоящего мельхиора:

  • не менее 70% меди;
  • не более 30% никеля;
  • около 1% марганца и железа.

Мельхиор с таким составом больше не выпускают, его заменили на более дешёвый и долговечный сплав под названием нейзильбер, где дешевый цинк частично заменяет дорогой никель. Если на приборах стоит маркировка МНЦ, то это нейзильбер.

-5
-6

Самыми крупными производителями мельхиоровых изделий в СССР был Кольчугинский металлургический завод, завод имени Ф.Э. Дзержинского, Вольнянский завод столовых приборов им. Т.Г. Шевченко, завод «Платиноприбор», Таллинский ювелирный завод, Режевский механический завод.

Самая большая популярность в Советском Союзе была у наборов «Пламя» и «Дубок», которые стали разными вариациями на тему узора мастерских Фаберже и Хлебникова, поэтому их часто называют обобщенно «Фаберже». Первыми такие приборы были выпущены в Советской России на фабрике И.П. Хлебникова, поставщика Его Императорского Величества, в 1918 году фабрика была национализирована.

-7

С момента национализации и до 1922 г. на сохранившемся фабричном оборудовании работало аффинажное производство драгметаллов. Название производству дал термин аффинаж (фр. affinage, от affiner — «очищать») — металлургический процесс очистки некоторых тяжёлых металлов от примесей. В 1922 году основное предприятие фабрики преобразовано в «Московский Платиновый Завод».

До революции основной специализацией мастерских Хлебникова был выпуск серебряных приборов для сервировки стола и ювелирных украшений. После революции часть сохранившегося оборудования так и продолжало выпускать столовые приборы, благо на производстве продолжали работать «старорежимные» специалисты-технологи и рабочие, понимавшие, что такое ювелирные работы.

Столовое серебро Карла Фаберже
Столовое серебро Карла Фаберже

Население в то время сильно обнищало и завод выпускал не серебряные ножи и вилки, а приборы из мельхиора, нейзильбера и посеребрённой латуни, на которых ставились клейма «БЕЛ. МЕТ.», «МЕТ» и «БМ». В промышленых производствах, в качестве прототипов брались дореволюционные узоры и формы. Большинство рисунков были выполнены в стиле неоклассицизма. Самой большой популярностью покупателей пользовались схемы «пламя», «сфинксы», «факел».

В линейке «пламя» выпускалась практически все типы столовых приборов: чайные, десертные и столовые ложки, вилки и ножи, а также половники, лопатки и некоторые другие сервировочные приборы, например, вилочки для лимона.

-9

С первых лет работы и до начала Великой Отечественной Войны завод «Платиноприбор» был практически единственным крупным предприятием во всей стране, который серийно выпускал приборы столового серебра.

С 1950-х годов и до конце 1970-х около половины всех мельхиоровых приборов страны было выпущено на Киевском заводе столовых приборов и посуды им. Ф. Дзержинского. Самые известные сериии завода были созданные по мотивам дизайна царских времен «Дубок» и «Фаберже» ранней и поздней разновидности. Но был разработан и собственный дизайн – «Каштан» и «Киев». Последний был, в свою очередь, заимствован «Московским заводом мельхиоровых изделий» (позднее – «Московский завод Спецсплавов»).

Дизайн Каштан
Дизайн Каштан

Подпишитесь

Читайте еще: