Найти в Дзене
Pensive_People

Сила любви в фильме «Комната» 2015 г.

Фильм «Комната» Ленни Абрахамсона повествует о 24-летней девушке Джой, похищенной в 17 лет маньяком, и её 5-летнем сыне Джеке, живущих в запертой комнате. Комната для них – весь мир, особенно для мальчика, который провел здесь всю свою жизнь. Несмотря на мрачную завязку, фильм смотрится на одном дыхании, акцентируя внимание на взаимозаботе матери и сына. Теме похищения и личности маньяка вообще не уделяется внимания, что выделяет данный фильм среди тонны кинолент данной тематики. Будучи на протяжении семи лет физически, морально и материально зависимой от похитителя, Джой не теряет сил на попытки как-то выбраться из комнаты. И её главным и единственным союзником в этом опасном деле становиться её пятилетний сын. Сюжетная линия, связанная с побегом – самая волнующая для меня во всем фильме. Затаив дыхание, следишь за недюжей смелостью маленького человечка на экране. Побег удается. Джой вместе с Джеком возвращается в свой родной дом. И казалось бы, всё позади, но впереди – необходимость

Фильм «Комната» Ленни Абрахамсона повествует о 24-летней девушке Джой, похищенной в 17 лет маньяком, и её 5-летнем сыне Джеке, живущих в запертой комнате. Комната для них – весь мир, особенно для мальчика, который провел здесь всю свою жизнь. Несмотря на мрачную завязку, фильм смотрится на одном дыхании, акцентируя внимание на взаимозаботе матери и сына. Теме похищения и личности маньяка вообще не уделяется внимания, что выделяет данный фильм среди тонны кинолент данной тематики.

Джой с сыном в комнате (кадры с сайта Кинопоиск)
Джой с сыном в комнате (кадры с сайта Кинопоиск)

Будучи на протяжении семи лет физически, морально и материально зависимой от похитителя, Джой не теряет сил на попытки как-то выбраться из комнаты. И её главным и единственным союзником в этом опасном деле становиться её пятилетний сын. Сюжетная линия, связанная с побегом – самая волнующая для меня во всем фильме. Затаив дыхание, следишь за недюжей смелостью маленького человечка на экране.

Побег удается. Джой вместе с Джеком возвращается в свой родной дом. И казалось бы, всё позади, но впереди – необходимость психологического преодоления последствий заточения.

В «Комнате» поднимается много психологических тем: трудности адаптации после психотравмирующего события, важность «закрытия гештальта» (переработки негативного опыта прошлого). Мне же особенно ярко выделилась тема любви матери к сыну и, особенно, сына к матери.

«Материнская любовь – это безусловная самоотдача во имя жизни ребенка и его потребностей. Жизнеобеспечение ребенка имеет два аспекта: один – это забота и ответственность, необходимые для сохранения его здоровья и биологического роста. Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни. Это установка, которая внушает ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле!» (Э. Фромм «Искусство любить»).
Игры матери и сына (фото с сайта Кинопоиск)
Игры матери и сына (фото с сайта Кинопоиск)

И я считаю, Джой отлично справлялась как мать, уделяя второму аспекту много сил и времени, придумывая игры и развлечения для мальчика. Он вырос задумчивым, внимательным и очень эмпатичным ребенком, несмотря на тяжелые обстоятельства взаперти. Он, как и все дети, любит фантазировать, имеет воображаемого друга и любопытен до невероятности.

-3

По возвращению в нормальный мир, Джек становится психологической опорой матери, сам возможно того не осознавая. Кажется, что ему легче дался этот «переход» (из комнаты в открытый мир). Возможно, дело в гибкости детской психики. Для матери же, имеющей опыт и «корни» в нормальном мире, проблема «возвращения» становится особенно острой.

Вершиной детской заботы является сцена, когда сын соглашается отрезать свои длинные волосы и передать их своей маме. Он всем сердцем верить, что сила, заключенная в его волосах, поможет маме, переживающей в больнице последствия духовной «сломленности».

Комната как символ неволи, всячески способствовала порождению симбиотической (патологической) связи между матерью и сыном, однако – победила настоящая любовь.

«В противоположность симбиотическому союзу любовь – это единение при условии сохранения собственной целостности. Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм «Искусство любить»).
-4

Актеры (мать и сын) просто великолепны в своем органичном тандеме. Диалоги, взаимодействие матери и ребенка – всё смотрится максимально естественно. Неудивительно, что фильм получил множество наград и номинаций, а исполнительница главной роли Бри Ларсон была удостоена премий «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус». Рекомендую однозначно к просмотру.