Найти тему

Если ваш ребенок-левша – будут ли проблемы в коллективе, нужно ли переучивать «как все»?

Не все дети легко адаптируются в коллективе. Особенно если детки немного отличаются от других детей, например тем, что пишут другой рукой. Тогда родители начинают волноваться, хорошо ли адаптируется их малыш в обществе.

Иногда взрослые стараются перестроить любыми средствами и силами малыша под общий заданный стандарт, то есть переучить его писать и действовать правой рукой. Но вот можно ли это делать, оправданы ли подобные действия?

Немного общих данных

Я сама - левша, никогда меня не переучивали, мама с папой относились к этому хорошо и не переучивали меня. Мне достаточно комфортно в мире праворуких, и только мелкие неприятности могут немного омрачить мое существование – например, маникюрные ножницы заточены под правую руку или при письме ручка пачкает пальцы, так как я за собой все по тексту вытираю.

Но в обществе к леворуким отношение достаточно неоднозначное – одни люди считают, что нужно малышей переучить, а другие – считают таких детей гениальными. Гениальной я себя не считаю, просто обычно у меня сложности с пространственной ориентацией – там, где у всех людей «направо», у меня это «налево», поэтому мне проще показать направление руками.

Явление леворукости, не смотря на свою древнюю историю, не изучено еще в достаточной мере. До 80-85% людей мира – это правши, хотя сегодня леворуких детей стало больше. Ген леворукости, вероятнее всего передается по наследству, так как в моей семье четко прослеживается линия по отцу – его родня все левши, переученные или нет.

-2

Кроме того, есть типичные левши и типичные правши, а также люди – амбидекстеры, то есть те, кто равномерно может орудовать обеими руками. Такие люди могут писать обеими руками, в работе и бытовых делах они одинаково ловко справляются обеими руками. Сегодня, когда от тенденции переучивать леворукость, отходят, число леворуких взрослых возросло.

Откуда берется леворукость?

Почему возникает леворукость, почему часть детей с легкостью переучиваются на правую руку, а часть из них при переучивании дает неврологическую патологию? У ученых и физиологов до сих пор нет точного ответа на этот вопрос, так как головной мозг и его физиологические процессы трудно поддаются изучению, их нельзя потрогать или посмотреть на УЗИ. Можно только выдвигать гипотезы и проводить глобальные статистические исследования деятельности нервной системы.

Двадцатый век в связи с бурным развитием физиологии как науки, выдвигал множество теорий возникновения леворукости и амбидекстерии. Манипуляции преимущественно левой рукой изначально рассматривались как исключение из общего правила, как некая «патология». По такой теории праворукие дети рождаются потому, что внутренние органы расположены несимметрично, и они в результате такого своего расположения смещают центр тяжести тела на правую сторону.

-3

При этом необходим более активный упор на левую сторону, в результате правая рука становится свободной для манипуляций. Мышцы на правой руке начинают тренироваться сильнее, они становятся развитее, тогда движения правой руки становятся точнее и координированнее.

Второй популярной теорией была «щит и меч». Это происходило из того, что во время сражений воин закрывает щитом свое сердце, соответственно, они держат его своей левой рукой – пассивной. А правая рука оставалась для боя и использования оружия – она становится активной. Многовековые войны и тренировки преимущественно правой руки определили ее как ведущую и закрепили в поколениях воинов. Но, все равно эта теория не может объяснить праворукость у женщин, которые оружие не использовали и мечей со щитами не использовали.

Иногда в некоторых ситуациях праворукие люди вынуждены стать леворукими из-за особых обстоятельств. Тогда биологические особенности организма начинают подавляться внешними факторами. Обычно такое возникает при травмировании ведущей руки, особенно в детстве или раннем возрасте. Под влиянием среды может также формироваться уже «ненасильственная» переученность на правую или левую руку.

-4

Обычно это бывает в детском коллективе, когда воспитатели просят всех деток брать игрушки или карандаши в правую руку. Под действием коллектива все дети берут предметы в одну руку. Вряд ли малыши будут настаивать на природном праве пользования левой рукой, и тогда они делают как все дети.

Семейную леворукость, как например, в моей семье, можно проследить достаточно четко. Поэтому, ученые признают факт передачи генов леворукости по наследству. Выдвигается несколько концепций генетического наследования – до половины детей наследуют леворукость, если оба родители левши, и около 20% - если левша один из родителей, и только около 6% - если родители оба пишут правой рукой.

Отдельно выделяют еще и вариант проявления левши из-за компенсации. Это явление особенное – оно возникает как компенсация при нарушении развития мозговой ткани малыша. Причинами этого могут стать проблемы беременности родов, тяжелая черепно-мозговая травма или серьезная патология, развивавшаяся в раннем возрасте.

В середине прошлого века бытовала теория, по которой считалось, что по мере развития головного мозга у детей происходит своеобразное деление «территории» между полушариями, одно из них, правое, берет на себя конкретные образы – распознаются предметы зрительно, по цвету, запаху и вкусу. В левом полушарии происходит формирование речевых функций, письменной речи и чтения, там же формируются аналитика, логика и математическое мышление.

-5

Поэтому, левое полушарие считают доминирующим или преобладающим. Считается, что левое полушарие регулирует работу правой руки, а правое – отвечает за левую руку. Но эти данные в последнее время существенно пересматривают, так как имеется достаточно доказательств того, что регуляция осуществляется обоими полушариями как левой, так и правой руки.

Поэтому, открытия физиологии в области леворукости нам еще предстоят, и сегодня этот феномен пока точного объяснения не находит. Так что, почему ваш сын или дочь левша – это загадка природы, хотя никак не вредящая здоровью и не мешающая по жизни. У таких детей не выделяется каких-либо особенностей, связанных именно с левой рукой – они такие же дети.

Точно известно лишь одно, леворукость не влияет на отклонения развитии, не снижает физических или психических способностей, не влияет на уровень развития. Преобладание той или иной руки в деятельности это не желание ребенка, это его неосознанное действие, это не упрямство и не патология, это особенность функционирования мозга.

Как узнать – левша он или правша?

Итак, признаки доминирования левой или правой руки можно уловить еще в раннем детстве. Но вот точное доминирование одной руки над другой выявляется только в четыре-пять лет. До этого возраста ребенок может рисовать, писать и хватать игрушки одинаково проворно обеими руками. С возраста в 4-5 месяцев примерно до двух лет у детей могут поочередно доминировать то одна, то другая рука, и будет казаться, что он то левша, то правша.

-6

Это необходимо для равномерного развития полушарий. С возраста двух лет до примерно 4-5 лет обе руки ребёнка будут развиваться одинаково, поэтому, он может брать предметы и манипулировать руками одинаково.

Большую же часть действий дети проводят сразу двумя руками. После 4-5 лет формируется окончательная привязанность к одной руке – самое время определять доминирующую руку. Необходимо посмотреть, какой рукой он берет карандаши, ложку или завязывает узелки. Ведущая рука будет осуществлять действие, а другая рука – лишь поддерживать предметы и координировать работу.

Можно применить и специальные задания, выявляющие ведущую руку и полушарие, они могут быть бытовыми и часто используемыми. Дети часто хитрят и делают работу двумя руками, поэтому часть заданий дается в двух разных вариантах. Это позволит точнее выявить ведущую руку малыша. Задание будет выполнено тем точнее, чем правильнее вы будете соблюдать все его условия. Важно будет все вплоть до того, где вы будете сидеть, как и что вы будете говорить и делать.

Перед тестированием не фиксируйте внимание вашего ребенка на том, что вы хотите с ним провести и что-то определить, говорите малышу что-то по типу «давай мы с тобой сейчас вместе поработаем, я буду говорить, что тебе нужно сделать, какое задание выполнить, а ты будешь все правильно делать». Превратите тестирование в увлекательную игру или развлечение. Вам самим при проведении тестирования необходимо будет находиться за столом или на полу, на игровом ковре напротив ребенка.

-7

Заранее приготовьте все необходимые предметы и приспособления, пособия и картинки. Кладите все эти предметы строго посередине, так чтобы от правой и левой руки ребенка расстояние было одинаковым и не было соблазна потянуться той рукой, что ближе и смазать картинку. Будет хорошо, если дополнительный материал для тестирования малыша вы положите отдельно, в доступном для вашей руки месте, чтоб он не отвлекался на разглядывание предметов. Итак, приготовьте:

- коробочки разных размеров,

- бусинки разных размеров,

- мячик,

- детские ножницы,

- бумагу и карандаши,

- палочки,

- карточки или лото,

- пузырьки с крышками,

- веревочки или скрепки,

- кубики.

О методах тестирования поговорим в следующих частят публикации.