Найти тему

"Попытка ревности" Марины Цветаевой и механизм проекции

Одно из преимуществ развитой нервной системы - способность прогнозировать изменения в окружающей среде, опираясь на собственный опыт. У человека этот навык оказался развит настолько, что почти всё окружающее нас психологическое пространство - это бесконечные проекции, включая наши представления о состоянии и намерениях других людей. С точки зрения эволюции, это дает возможность экономить ресурсы организма, выстраивать отношения, обеспечивать безопасность. Однако, без побочных эффектов, конечно, не обошлось.

Сегодня на примере стихотворения Марины Цветаевой "Попытка ревности" я немного расскажу о механизме проекции с позиций гештальт-подхода.

Справочно: в гештальт-подходе большое внимание уделяется тому, как человек выстраивает отношения (организует контакт) с миром, ближайшим окружением и самим собой. Проекция является одним из самых распространенных способов организации контакта и представляет собой предположение о качествах и свойствах объектов (части собственного тела, люди, группы, предметы, явления), основанное на "собственном материале". 
Пример: человек, отвергающий собственную агрессивность, считает агрессивными окружающих.

Стихотворение представляет собой внутренний диалог женщины с бывшим возлюбленным (вероятно, данное стихотворение посвящено отношениям М. Цветаевой со своим любовником К. Родзевичем).

Как живется вам с другою, —
Проще ведь? — Удар весла! —
Линией береговою
Скоро ль память отошла...

По ходу произведения становится очевидно, что героине не удается пережить расставание, отпустить партнера. Гнев и обиду она направляет как на соперницу, называя её "любой", "стотысячной", "подобием", "товаром", "трухой" и т. д., так и на самого возлюбленного, обвиняя его в пошлости и "рыночном" подходе к выбору пары.

Как живется вам с товаром
Рыночным? Оброк – крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог – и начисто разбит!)
Как живется вам с сто–тысячной –
Вам, познавшему Лилит!

Однако, где здесь проекция и что именно проецируется?

Разгадка в последнем четверостишии:

Ну, за голову: счастливы?
Нет? В провале без глубин —
Как живется, милый? Тяжче ли,
Так же ли, как мне с другим?

Таким образом, за бесконечными фантазиями о том, насколько тяжелы и пусты новые отношения ее возлюбленного, героиня наконец признается себе, что это именно ей невыносимо жить с другим. Так работает проекция - мы выносим часть внутреннего мира и накладываем его на внешние объекты, В данном случае, боль собственных отношений переносится на отношения другой пары.

Возможно ли не проецировать? Если коротко, то нет, невозможно. Но мы по крайней мере можем чаще сверять наши проекции с реальностью, отчего наши следующие проекции могут стать более правдоподобными и, соответственно, адекватными.

Спасибо за уделенное статье время!

Психолог Роман Мотькин (гештальт-подход).
Запись на консультацию