По дороге из Невьянска в Екатеринбург наш путь пролегал мимо тихого села Быньги.
Там, всего в семи километрах к северу от Невьянска, прямо у трассы, возвышается один из старейших храмов Среднего Урала — храм Святителя Николая Чудотворца.
Его величественные очертания словно переносят путешественника в далёкое прошлое.
История этого святилища началась в мае 1789 года, когда первые строители взялись за дело. Почти восемь лет кипела работа — и вот, в 1797 году, храм был торжественно освящён.
И по сей день храм продолжает жить: его стены по‑прежнему хранят дух старины, а двери открыты для тех, кто ищет тишины, умиротворения и связи с историей этих земель.
Церковь Святителя Николая в селе Быньги — редкий остров непрерывности во времени. В эпоху, когда многие храмы закрывались или превращались в склады, она продолжала жить, оберегая своё внутреннее убранство почти в первозданном виде.
Переступаешь порог — и словно переносишься в прошлое. Стены, отмеченные печатью веков, хранят не только следы времени, но и саму суть ушедших эпох.
Главное сокровище церкви — её иконостас и собрание невьянских икон. Невьянская школа иконописи, зародившаяся в XVIII веке, славится неповторимым стилем: утончённой графичностью, особой цветовой гаммой и глубокой духовностью образов.
Особое очарование храму придают голландские печи — характерные элементы церковного отопления того времени, молчаливые свидетели былых времён.
В очередной наш приезд в 2015 году мы застали момент перемен: рядом с историческими печами монтировали современное газовое оборудование.
Этот деликатный симбиоз старого и нового — знак заботы о прихожанах, стремление сохранить духовную суть храма, не отказываясь от удобств современности.
Внутри храма царит удивительная прохлада. Возможно это связано с большим количеством металлических элементов в конструкции. Чугунные детали, использованные в оформлении (фундамент, оконные рамы, полы), обладают высокой теплопроводностью и могут создавать особый микроклимат внутри помещения.
Откуда столько чугуна?
Наш самый известный уральский промышленник Никита Демидов в 1718 году построил в селе Быньги железоделательный завод. Это событие во многом определило облик местного храмового строительства: при возведении церкви широко применялся чугун — продукт заводского производства.
В фундаменте храма под углами заложены чугунные стулья, весом до 300 пудов (около 5 тонн), все стены перевязаны железными связями. Верхние и нижние подушки окон чугунные, рамы оконные в куполе и стропила из железа. Особенной прочностью отличается колокольня: вся внутренняя часть её состоит из чугуна и железа, крыша храма первоначально была из кованого листового железа.
Узорчатыми чугунными плитами покрыт весь пол храма.
Кроме того, ко входу в храм ведут узорчатые чугунные ступени — молчаливые свидетели былого промышленного величия.
Наглядный памятник Быньговскому заводу — чугунные плиты, которыми вымощены церковное крыльцо и пол.
Представьте: этим плитам уже более двухсот лет! Они пережили смену эпох, сохранили свой строгий, чуть суровый облик и по‑прежнему несут на себе отпечаток мастерства заводских литейщиков. Каждый узор, каждая линия — словно застывшая история, рассказывающая о временах, когда железо и чугун становились не только материалом для производства, но и средством художественного выражения.
Заслуживает внимание и само село Быньги, оно расположилось в живописном месте — там, где реки Ближняя Быньга и Дальняя Быньга сливаются с Нейвой. Именно это географическое обстоятельство и подарило селу его название.
Быньги хранят дыхание старины: здесь сохранилось множество старинных домов, а главное — действует церковь.
В 1960‑е годы наш свердловский режиссёр Ярополк Лапшин выбрал это село для съёмок знаменитого советского фильма «Угрюм‑река», снятого по роману В. Я. Шишкова на Свердловской киностудии. Местные жители с энтузиазмом включились в творческий процесс и участвовали в массовках.
Особую славу снискал конюх Владимир Растрепин: ему досталась роль кучера на свадьбе главного героя — Прохора Громова. В кадре он правил местным совхозным рысаком по кличке Полёт.
Из интервью режиссера фильма "Угрюм река", Ярополка Лапшина :
"....Я сразу понял, что на те деньги, которые были нам выделены, поехать снимать в Сибирь мы, конечно, не сможем. Вот и приходилось выбирать вариант подешевле. Снимали Сибирь и Угрюм-реку… близ Свердловска."
- Все текстовые материалы, фотографии и видеоконтент, размещённые в публикации, являются исключительной интеллектуальной собственностью автора.
- Использование любых материалов без письменного разрешения правообладателя запрещено и преследуется в соответствии со ст. 1259 Гражданского кодекса РФ.