Выращивание пшеницы в Армении нерентабельно. Об этом журналистам заявил в ходе брифинга 26 сентября министр экономики Армении Геворг Папоян, комментируя по просьбе журналистов решение о прекращении действия госпрограммы по стимулированию производства озимой пшеницы, передает АрмИнфо.
В частности, он пояснил, что в Армении с 1 гектара орошаемой земли фермеры получают пшеницу на 400 тыс. драмов, тогда как расходуют 420 тыс. драмов.
«В мире никакая страна не может все производить. В Армении мы должны развивать интенсивное садоводство, которое более прибыльно, и с полученной суммы, импортировать то, что не можем здесь производить», - сказал Папоян. В этом ключе он заметил, что для него будет осудительным использовать земли на выращивание пшеницы вместо создания интенсивных садов.
На вопрос журналистов, как Армения будет импортировать пшеницу в случае, если закроют Верхний Ларс, министр отметил, что для таких вопросов существует правительство, управление, ежедневная работа министерства.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: МИНИСТР, ВОЗМОЖНО, ПРАВ, УТВЕРЖДАЯ, ЧТО НИКАКАЯ СТРАНА В МИРЕ не может производить абсолютно все виды продовольствия. Другое дело, что Армения – специфическая в этом плане страна. Не каждая страна в мире находится десятилетиями в транспортной блокаде, не каждая страна настолько ограничена в своих возможностях с точки зрения сухопутной коммуникации с внешним миром и грузоперевозок. И соответственно, с учетом этих особенностей для Армении вопрос продовольственного самообеспечения, продовольственной безопасности играет жизненно важную роль. Министру, да и правительству в целом стоило бы об этом знать и сознавать, что есть вопросы в области государственного управления, в которых определяющее значение имеет вовсе не рентабельность той или иной сферы. А программы государственной поддержки на то и существуют, чтобы не привязывать к фактору коммерческой целесообразности развитие важнейших отраслей социально-экономической жизни страны. Не всегда бизнес-модели применимы в государственном управлении.
Раньше, лет 10 назад, армянская власть проблему осознавала. Приведем небольшую статистику. Так вот, в частности, за 2012-2014 годы уровень самодостаточности по продовольственным товарам первой необходимости в Армении рос из года в год. По той же пшенице этот уровень вырос с 32,9% до 48,7%. По картофелю самодостаточность достигла 101%, по растительному маслу выросла с 9,1% до 13,3%. Таким образом Армения все больше сама себя кормила и, по сути, сокращала свою продовольственную зависимость не только от внешних рынков, но и коммуникационных проблем.
Между тем в последние годы ситуация радикально изменилась, посевные территории стали сокращаться, резко возрос импорт основных сельхозпродуктов. В течение 2021-2023 годов импорт пшеницы увеличился более чем на четверть, импорт муки вырос более чем в 3 раза, импорт молока и картофеля увеличился вдвое, в полтора раза вырос импорт масла и сыра. Фактически от политики обеспечения продовольственной самодостаточности правительство отвернулось на 180 градусов. И это при условии наличия огромных логистических проблем, связанных не только с азербайджано-турецкой блокадой, но и с перебоями в работе КПП Верхний Ларс на российско-грузинской границе.
И вот в этой ситуации сворачивается программа правительства по стимулированию производства пшеницы. И что самое парадоксальное: отмена программы объясняется нерентабельностью. Скажем прямо, если фактор рентабельности правительство считает приоритетным в сфере госуправления, то, пожалуй, стоит по тому же принципу оценивать и деятельность самого правительства. Вне всяких сомнений, выяснится, что нынешняя исполнительная власть является самой нерентабельной среди всех предыдущих. Достаточно обратить внимание на ежегодно растущий размер бюджетного дефицита и на стабильный рост государственного долга. Ну где тут рентабельность?
Подписывайтесь на наш канал!