Найти в Дзене
Хронограф

Открытое письмо на имя губернатора Самарской области Федорищева В.А.

Уважаемый Вячеслав Андреевич!

Коммерческие предприятия Самарской обл. вынуждены обратить Ваше внимание на неосновательное обогащение ООО «ЭкоСтройРесурс» (ЭСР), получаемое путем откровенного пренебрежения законодательством. Являясь региональным оператором по обращению с ТКО, ЭСР начислял, по нашему мнению, грабительскую и ничем не обоснованную плату за неоказанные услуги, навязывал контрагентам кабальные договоры и взыскивал по ним денежные средства в судах.

С 2019 г. ЭСР получил монополию на оказание услуг по обращению с ТКО в Самарской обл. и поддержку, которая позволила ему производить неверный расчет платы за «услуги», основанный на некорректной трактовке нормативных актов, а также взыскивать искусственно сформированные «долги» в арбитражных судах. Из картотеки судебных дел видно, что с подобными требованиями регоператора столкнулись сотни предприятий, среди них: ООО ТРЦ «Озон», ООО «Рубин», ООО «СГР», ООО «Рынок-Агро», ООО «ТЗК», ООО «ДРСУ».

Например, ТРЦ «Озон» открыт для посетителей 2 октября 2020 г., а в декабре 2021 ЭСР в судебном порядке потребовал взыскать с него свыше 5 млн р. по неакцептованному договору за период с 18 января 2019 г. (!) по 30 апреля 2021 г., т.е. ЭСР попросил вернуть «долги» даже за период, когда здания ТРЦ фактически еще не существовало. Суд эти нестыковки проигнорировал.

В обоснование расчета «долга» ЭСР сослался на Приказ министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. №804 от 19 декабря 2016 г. «Об утверждении нормативов накопления ТКО», указав, что помещения ТРЦ «Озон» отнесены к категории объектов «универсальный магазин», и определил размер «мусорного оброка», исходя из норматива накопления ТКО «магазин универсальный» - 1,07 куб. м в год на 1 кв. м торговой площади. Причем за количество расчетных единиц была принята общая (а не торговая!) площадь здания, без вычета площади коридоров, кинотеатра, аптек, кафе и других объектов, для которых в соответствии с вышеупомянутым Приказом №804 установлены иные нормативы накопления и расчетные единицы, порой существенно отличающиеся в меньшую сторону. Однако арбитражные суды «решили» взыскать в пользу ЭСР затребованный «мусорный оброк» в полном объеме, классифицировав весь ТРЦ как «универсальный магазин» (дело А55-38010/2021). Стоимость фактически не оказанных услуг по обращению с ТКО в пересчете на месяц составила 632,5 тыс. р.!

В то же время Минприроды РФ в официальных разъяснениях о порядке заключения договора юридическими лицами с регоператором подтвердило, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из: 1) нормативов накопления ТКО или 2) количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Первый способ коммерческого учета ТКО для юридических лиц, по утверждению Минприроды, возможен только в случае установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых такие юридические лица осуществляют деятельность. В том же ключе высказалась ППК «Российский экологический оператор» (РЭО). «Распределение потребителей по категориям потребителей может осуществляться путем формирования новых отдельных категорий потребителей, с учетом особенностей источников образования ТКО и видов деятельности, осуществляемой в них. В целях установления норматива накопления ТКО для категории потребителей «торговые (торгово-развлекательные) центры» считаем целесообразным обращаться в уполномоченный орган», - говорится в комментариях РЭО.

Приказом №804 установлены категории торговых объектов («магазин промтоварный», «гипермаркет», «павильон», «палатка», «лоток», «ярмарка» и т.д.) и соответствующие им значения нормативов накопления ТКО. Одновременно в этом приказе отсутствуют категорирование и нормативы для таких объектов, как «торговые центры» (ТЦ) и «торгово-развлекательные центры». Следовательно, коммерческий учет ТКО в отношении ТЦ и ТРЦ может и должен осуществляться, только исходя из количества и объема контейнеров.

Такой подход поддержан и судебной практикой, сформированной по аналогичному арбитражному спору между ЭСР и ООО «Рубин» (дело А55-7196/2023). Цитата из решения от 11 декабря 2023 г. по данному делу: «Суд приходит к выводу, что здание ТРЦ «Вива Лэнд» не относится к категории объектов «магазин универсальный (в т. ч. супермаркет, гипермаркет)»… Уполномоченным органом исполнительной власти Самарской обл. норматив накопления ТКО в отношении соответствующей категории объекта «торгово-офисный и развлекательный центр (торговый центр)» не установлен. Поэтому применение истцом норматива накопления ТКО для объекта «магазин универсальный (в т. ч. супермаркет, гипермаркет)»… является недопустимым в силу отсутствия установленного норматива накопления ТКО в отношении данной категории объектов».

Еще в 2021 г. ТРЦ «Озон» сообщил ЭСР о наличии зарегистрированной в установленном порядке площадки для сбора ТКО и неоднократно предлагал внести изменения в договор по обращению с ТКО в части коммерческого учета, исходя из объема и количества контейнеров. К обращению прилагались документы, подтверждающие включение площадки в реестр мест накопления ТКО, ее согласование Роспотребнадзором.

ЭСР отказывал под предлогом, что расчет должен осуществляться в соответствии с формулой, определенной в проекте договора, а место накопления не внесено в Территориальную схему по обращению с отходами. Суды безропотно приняли эти аргументы. Это далеко не единичный случай, когда ЭСР, по-видимому, воспользовавшись благосклонностью судебной власти, создал и взыскал многомиллионные «долги», очевидно, за фактически не оказанные услуги.

В феврале 2024 г. ТРЦ «Озон» направил обращение действующему на тот момент губернатору Самарской обл. Дмитрию Азарову с жалобой на «мусорный рэкет» и позицию судей, способствующих извлечению ЭСР незаконной прибыли. Азаров делегировал рассмотрение жалобы замминистра энергетики и ЖКХ Самарской обл. - руководителю департамента по обращению с ТКО Наталье Ржевской (до своего назначения в министерство Ржевская была директором ЭСР). Ржевская, отвечающая за проверки ЭСР, а также за внесение сведений о местах накопления ТКО в Терсхему, ожидаемо ограничилась издевательской отпиской: «Министерство не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей».

Параллельно ТРЦ «Озон» обратился к руководителю министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. Владимиру Василенко с предложением внести изменения в Приказ №804 и дополнить группы торговых объектов подгруппой «торговые (торгово-развлекательные) центры», чтобы определить для них отсутствующие нормативы накопления ТКО. Вместо ответа Василенко передал инициативу департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской обл. (ДЦТР), который ответил, что, хотя нормативы накопления ТКО на территории Самарской обл. для категорий объектов «торговые центры» и «торгово-развлекательные центры» действительно не установлены, решить эту проблему потребитель сможет, если обратится непосредственно в ЭСР.

В версии ДЦТР, условие договора о способе коммерческого учета объемов ТКО по количеству и объему контейнеров может применяться только по соглашению с ЭСР. Таким образом, власть при губернаторе Дмитрии Азарове фактически отдала свои полномочия на откуп лоббистам регоператора, притом что Минприроды РФ и РЭО прямо указали на способность уполномоченных исполнительных органов в субъектах РФ назначать нормативы накопления ТКО для каждой уникальной категории коммерческих объектов, не подводя всех под один стандарт.

Следует отметить, что с 1 января 2023 г. ЭСР все-таки стал применять в отношении объекта ТРЦ «Озон» коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров, при этом суммы, подлежащие оплате, оказались на порядки ниже тех, что начислялись ранее по общей площади ТРЦ под видом «универсального магазина». В течение 2023 г. среднемесячная стоимость «услуг» ЭСР снизилась до 13 тыс. р., что почти в 50 раз (!) меньше прежних драконовских начислений. Сейчас для ТРЦ «Озон» важно понудить регоператора пересчитать ранее принятую судами незаконную разницу между начислениями, а также исключить ее из нового иска ЭСР, поданного для взыскания задолженности в сумме 9,5 млн р. за период с 1 мая 2021 г. по 30 ноября 2022 г. Этот иск будет рассматриваться в октябре в Арбитражном суде Самарской обл. (дело А55-19141/2024).

Другим ярким примером служит ТРК «Вива Лэнд», который смог добиться применения способа коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров только через антимонопольную службу. При этом ЭСР трижды пытался взыскать с оператора ТРК - ООО «Рубин» - плату в арбитражном суде: дело №А55-12150/2020 о взыскании более чем 36 млн р. «задолженности» за весь 2019 г.; дело №А55-29878/2022 о взыскании более 3 млн р. за июнь 2020 г. и более 1 млн р. неустойки; дело №А55-7196/2023 о взыскании более 15 млн р. за период с января по март 2020 г. и более 9 млн р. неустойки.

По делу №А55-12150/2020 суд отказал ЭСР в иске полностью, мотивировав свое решение отсутствием факта оказания услуг как такового. По двум другим делам суды первой инстанции отказали ЭСР в удовлетворении требований, обосновав свои решения установленными Самарским УФАС и прокуратурой Самарской обл. фактами не-обоснованного уклонения ЭСР от оказания услуг, злоупотребления доминирующим положением, а также отсутствием доказательств со стороны ЭСР.

В свою очередь, суды апелляционной и кассационной инстанций по делу А55-29878/2022, ссылаясь на отсутствие в Терсхеме сведений о месте накопления ТКО и игнорируя результаты, полученные антимонопольным и надзорным органом, полностью удовлетворили (!) требования ЭСР на сумму более 4 млн р.

При этом апелляция приняла «доказательства» от неких ООО «Трансресурс» и ООО «Трансэко», объявившихся лишь в суде апелляционной инстанции. При этом комиссией ФАС России ЭСР, «Трансресурс» и «Трансэко» были признаны нарушившими Закон о защите конкуренции в связи с заключением картельного соглашения.

Отсюда возникают сомнения в беспристрастности части судей и предположения о возможных коррупционных связях с руководством (бенефициарами) ЭСР либо влиянии «административного ресурса», скорее всего, повлекшего вынесение заведомо неправосудных актов. Об этом свидетельствует явное противоречие выводов по делу №А55-29878/2022 выводам, сделанным ранее почти теми же составами судей апелляционной и кассационной инстанций по делу №А55-12150/2020, когда в требованиях ЭСР было отказано. Кроме того, по совершенно аналогичному делу №А55-7196/2023 суды апелляционной и кассационной инстанций (в других составах) оставили без изменения решение суда первой инстанции об отказе ЭСР в удовлетворении иска.

Вячеслав Андреевич, с первых дней Вашего появления в регионе Вы дали нам надежду, что «мусорный рэкет» будет повержен, а органы исполнительной власти и суды перестанут обеспечивать реализацию сомнительных схем многомиллионного обогащения, разработанных ЭСР. Признаки Вашей настойчивости уже заметны. Так, 24 сентября стало известно, что руководителю ДЦТР Алене Гаршиной пришлось вникнуть в задачу измерения количества ТКО, образуемых на территории ТЦ и ТРЦ, для расчета применимых исключительно к этим объектам нормативов накопления. А Наталья Ржевская 28 августа 2024 г. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Изменится ли «ментальность» отдельных чиновников и судей, которые, по-видимому, продолжают руководствоваться предыдущими административными (или иными) установками обеспечивать лояльность и поддержку ЭСР, не вникая и не разбираясь в доводах оппонентов регоператора, - вот главный вопрос, требующий ответа и скорейшего решения в пользу потребителей. Поэтому убедительно просим Вас совместно с уполномоченными органами и прокуратурой изучить практику отдельных арбитражных споров с участием ЭСР и коммерческих предприятий, в т. ч. в целях принятия действенных мер по восстановлению уже нарушенных прав и интересов, а также недопущения повтора подобных ситуаций в будущем.

С уважением, представители коммерческих предприятий Самарской области