Среди замков долины Луары настоящей жемчужиной выделяется необычной красоты замок, словно бы плывущий по речным волнам, подобно гигантскому кораблю. Романтичностью окружающего пейзажа он напоминает Версаль в миниатюре, а его история богата драматическими поворотами не менее, чем любая королевская резиденция.
Вокруг этого замка кипели страсти и тратились целые состояния, начиная с 13 века. Тогда на этом месте возвышалась могучая крепость, окружённая рвом с водой, через который был перекинут подъемный мост.
С 1243 года поместье принадлежало семейству де Марк. Они владели водяной мельницей, которая обеспечивала мукой хозяев замка и жителей ближайшей деревни.
Но во время Столетней войны, в 1412 году Жан де Марк перешёл на сторону врага и разместил в своей крепости английских солдат, за что Карл VI приказал срыть все оборонительные сооружения, после чего в 1521 году земля была продана интенданту по финансовым вопросам Томасу Бойе.
Он решил разрушить руины старой крепости и на ее месте возвести новый замок в стиле Ренессанс. На остатках фундаменте мельницы было воздвигнуто прямоугольное строение с башенками по углам.
Перед замком остался одиноко возвышаться только мощный «донжон» или «господская башня» - напоминание о когда-то грозном средневековом бастионе.
В 1524 году Томас Бойе отправился в Италию по служебным делам, где скоро умер. Замок остался на его жену Кэтрин Бриконнет, которая стала первой женщиной, приложившей руку к истории Шенонсо, но через два года не стало и ее. К сожалению, их сыну Антуану поместье досталось с огромными долгами, за что и было конфисковано королем Франциском I в казну.
Королю пришелся по душе уютный замок, расположенный среди богатых охотничьих угодий, и он частенько использовал его в качестве охотничьего домика, наезжая туда вместе со всем двором. Вместе с ним в Шенонсо часто наведывался и его наследник Генрих со своей супругой Екатериной Медичи и…фавориткой Дианой де Пуатье, которая была старше его на 19 лет.
В 1547 году Генрих вступил на престол и подарил очаровательный Шенонсо своей любимой Диане, в которой души не чаял.
С чисто женским безукоризненным вкусом Диана принялась за благоустройство королевского подарка. Первым делом она взялась за облагораживание небольшого огорода, в котором росли только дыни и артишоки, считавшиеся в то время экзотикой, и несколько фруктовых деревьев. Так в 1551 году появился знаменитый «Сад Дианы де Пуатье».
План сада был весьма прост: его пересекают две диагональные и две перпендикулярные аллеи, образуя восемь треугольников. Вдоль каждой аллеи проходит орнамент из цветов: весной это желто-синие виолы (анютины глазки), аристократичные белые розы, нежные маргаритки и трогательные незабудки, а летом их сменяют яркие петунии, карликовые георгины и бегонии.
На случай разлива непредсказуемой реки Шер сад был поднят на дополнительный фундамент и укреплён подпорными стенами. Там же, рядом с садом Дианы, был расположен дом управляющего.
К первоначальному небольшому замку с башенками по углам Диана распорядилась пристроить тот самый арочный мост, перекинувшийся с одного берега Шер на другой, который сразу придал поместью изумительно воздушный вид.
К несчастью, 10 июля 1559 года Генрих II скончался после ранения на турнире, положение Дианы при дворе заметно пошатнулось, и она была вынуждена освободить подаренный ей замок и перебраться в свой Анет, где она и скончалась спустя семь лет.
Замок перешёл к вдове короля – Екатерине Медичи. Прибрав к рукам поместье бывшей любовницы мужа, новая хозяйка с энтузиазмом принялась за дальнейшее усовершенствование своего владения, превращая его в поистине райский уголок.
Приглашенный ею итальянский архитектор Франческо Приматиччо отделал поместье с королевской пышностью: его украсили многочисленные статуи, арки, колонны и обелиски.
На первом этаже располагался зал гвардейцев, в котором находилась охрана короля. Из гвардейского зала можно было попасть в капеллу замка, где висит барельеф Мадонны с младенцем из каррарского мрамора, а на балконе королева слушала мессу.
Дальше – зелёный зал самой Екатерины Медичи с гобеленами XVI века, комната Дианы де Пуатье с изящным камином и художественная галерея с полотнами Рубенса, Наттье и других мастеров эпохи Возрождения.
На втором этаже – ещё одна галерея с гобеленами, на которых изображены сцены охоты, а также покои «Пяти королев» (двух дочерей Екатерины, одна из которых - знаменитая королева Марго, и трёх ее невесток, одна из которых - не менее печально знаменитая Мария Стюарт).
Пышные приемы и фейерверки в честь сына Екатерины, короля Франциска II следовали один за другим, удивляя присутствующих своим размахом. Во дворе гостям салютовала батарея из 30 пушек. В 1577 году здесь прошел оригинальный бал-маскарад в духе Людовика XI, когда дамы переодевались в мужские платья, а кавалеры – в женские.
В 1580 году на арочном мосту над рекой Шер поднялась ещё одна изящная двухэтажная галерея, наверху которой был оборудован бальный зал, где проходили торжества и приемы.
Екатерина Медичи внесла свою лепту и в устройство призамковой территории – добавила свой «Сад курьёзов», в котором был расположен зверинец, овчарня, искусственные пещеры, фонтан Дю Роше и итальянский лабиринт, состоящий из 2 000 тисовых кустов.
У входа в замок раскинулась аллея великолепных вековых платанов, за которыми прятались нимфы, сатиры и сирены в честь вступления на престол сына Екатерины Медичи Карла IX.
Екатерина Медичи завещала Шенонсо Луизе Лотарингский, жене ещё одного своего сына Генриха III. Когда он неожиданно скончался, Луиза приняла обет пожизненного траура. На 11 лет замок превратился в келью «Белой королевы», как прозвали Луизу, потому что по традиционному этикету того времени траурным цветом был белый. Говорят, что призрак Белой Дамы до сих пор тихо плачет в своих покоях.
Последним из членов королевской семьи Шенонсо посетил Людовик XIV в 1650 году, когда ему было 12 лет. В память о своем пребывании в Шенонсо он позже подарил своему дяде, герцогу Вандомскому, свой портрет кисти Риго.
По наследству замок перешёл Франсуазе де Маркер, жене Сезара Вандомского, но они скоро оставили замок в состоянии полной заброшенности.
Через какое-то время в одном его крыле обосновались монахи-капуцины, которые построили подъемный мост для изоляции от внешнего мира.
Во время французской революции от разграбления замок спасла его следующая хозяйка – Луиза Дюпен, жена банкира Клода Дюпена. Она купила замок в 1733 году и устроила в нем свой модный салон и небольшой театр, в котором собирались все знаменитые люди того времени, бывали даже Вольтер и Жан-Жак Руссо.
Когда революционная толпа собиралась стереть поместье с лица земли, мадам Дюпен мужественно напомнила взбунтовавшимся крестьянам, что мост этого замка – единственная переправа через реку на всю округу. Этого оказалось достаточно, чтобы мятежники утихли и не тронули великое произведение архитектуры. Мадам Дюпен скончалась в 1799 году в возрасте 93 лет и была похоронена в парке замка.
В 1864 году Шенонсо перешёл к г-же Маргарите Пелоуз, которая посвятила свою жизнь восстановлению этого архитектурного шедевра, но к сожалению, не рассчитала средства и разорилась.
Как видим, на протяжении нескольких веков в Шенонсо вкладывали силы и средства, строили, облагораживали, защищали и восстанавливали исключительно представительницы прекрасного пола, за что он и получил название «Дамский замок».
С 1913 года поместье стало принадлежать семье Менье - известного производителя конфет. В Первую мировую войну в нем был оборудован госпиталь для раненых солдат.
А во время Второй мировой войны через знаменитую галерею над мостом семья Менье тайно переправляла на нейтральную территорию тех, кто бежал от нацистского режима. Сам замок основательно пострадал из-за бомбежек, так что в 1951 году владельцам Менье пришлось пригласить Бернарда Ворсина, чтобы он восстановил былую красоту имения.
Сегодня Шенонсо все так же великолепен, как и в дни, когда по его залам шуршали юбки двух непримиримых соперниц – Дианы де Пуатье и Екатерины Медичи. Несмотря на то, что замок находится в частном владении, он открыт для туристов и является вторым по посещаемости после роскошного Версаля. А по красоте он даже может поспорить со знаменитым баварским замком-лебедем Нойшванштайн.
В зданиях, где были королевские конюшни и впервые во Франции выращивались шелкопряды, сейчас расположен музей восковых фигур «Галерея Дам».
Рядом с замком находится ферма 16 века, где можно посмотреть выставку карет, и луг, где пасутся милые ослики.
А перед Парадным входом все так же одиноко и величественно возвышается средневековый донжон – самое древнее сооружение замка, сохранившееся ещё от старой крепости. На нем сохранились выгравированные инициалы первых хозяев замка – Томаса и Катарины Бойе и надпись: «Кто сюда когда-нибудь придет, пусть вспомнит обо мне».
До встречи в следующей истории!