Судя по информационной повестке, одной из самых обсуждаемых на пленарных сессиях тем предстоящего в Санкт-Петербурге международного газового форума станет газификация в России автотранспорта. Рынок газомоторного топлива в стране набирает все большие обороты, а автомобилей, работающих на природном газе – как сжиженном, так и сжатом (компримированном) тоже становится больше - только за первое полугодие 2024 года отечественными производителями было выпущено почти 4 тыс. новых машин, специально разработанных для использования КПГ. Это на 290% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, на 46% увеличилось количество переоборудованной на газ уже эксплуатируемой техники.
А как в этом плане обстоят дела на нашем предприятии? Как проходит начатая несколько лет назад газификация корпоративного транспорта? Какие решения принимаются и какие нас ожидают перспективы? Обо всем этом мы поговорили с заместителем генерального директора ООО «Газпром трансгаз Сургут» по общим вопросам Виктором Пономаревым.
- Виктор Георгиевич, какое место в газомоторном сегменте нашего регионального рынка сегодня занимает ООО «Газпром трансгаз Сургут», и что в первую очередь делается Обществом для развития собственного автопарка на газовом топливе?
- В настоящее время в нашей стране при поддержке Президента и Правительства Российской Федерации ведется масштабная работа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, и надо сказать, что ООО «Газпром трансгаз Сургут» в этом процессе занимает одну из лидирующих позиций.
ПАО «Газпром» разработана и реализуется программа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на собственном транспорте дочерних обществ на 2023-2025 годы. Согласно этому документу на нашем предприятии плановый количественный состав транспортных средств на газомоторном топливе (грузовые автомобили, автобусы, легковые, специальные, автокраны, дорожно-строительная техника) с начала 2023 года до конца 2025-го путем приобретения в рамках существующих лимитов финансирования по статье «лизинг» должен вырасти с 584 до 709 единиц. Соответственно должно увеличится и потребление компримированного природного газа в виде моторного топлива – с 3 424 до запланированных 3 988 тыс. кубических метров. Причем данный показатель Общество выполняет с превышением: объем потребления КПГ автомобилями и спецтехникой уже в 2023 году у нас составил 4 118 тысяч кубометров.
- Если посмотреть статистику, то одним из самых популярных секторов в регионах по применению газомоторного топлива является общественный муниципальный, автобусный, коммерческий транспорт и такси. Есть ли у нашего Общества какие-то инициативы, проекты, связанные с продвижением идей по расширению охвата видов и типов техники, переводимой на газ?
- Безусловно, они есть. Мы действительно расширяем приобретаемый модельный ряд транспортных средств, потребляющих в качестве моторного топлива природный газ. В настоящее время на рынке растет ассортимент дорожно-строительной техники, такой как экскаваторы, фронтальные погрузчики, бульдозеры, трубоукладчики, среди которых сейчас есть и газомоторные модификации. Общество рассматривает предлагаемые модели и по возможности максимально планирует их приобретение.
Так, в 2024 году запланировано приобрести три единицы газомоторных фронтальных погрузчиков. В 2025 году у нас в планах уже шесть таких погрузчиков, а также экскаватор, бульдозер и экскаватор-погрузчик. Кроме того, рассматриваются варианты о проведении на базе нашего предприятия опытно-промышленных испытаний дорожно-строительной техники, работающей на компримированном природном газе.
- Какая техника на газомоторном топливе показывает себя в эксплуатации наиболее успешно?
- На этот вопрос однозначно ответить сложно, так как каждый вид транспортных средств задействован в определенных видах и условиях работ. В настоящее время практически все они показывают положительные эксплуатационные показатели. Самый главный из них это, конечно же, экономия моторного топлива и - что немаловажно - экологически чистые выхлопные газы.
- Кстати, об экономии. Можно ли привести цифры, которые бы демонстрировали наглядно, какую выгоду мы получаем от использования техники на газомоторном топливе?
- Приведу пример: в настоящий момент стоимость одного кубического метра компримированного природного газа составляет чуть более 26 рублей, а один литр дизельного топлива – порядка 80 рублей. То есть, разница очевидна. Планируемая экономия от замещения жидкомоторного топлива за 2024 год при ожидаемом потреблении 4,150 миллионов кубических метров газа транспортными средствами нашего предприятия составит около 188,7 миллионов рублей.
- Эксплуатация газомоторного транспорта, как известно, имеет свою специфику. Эти машины и заправляются по-особому, и обслуживать их нужно, наверное, немного не так, как привычные нам автомобили, работающие на жидком топливе. Нужно ли проводить специальное обучение водительского состава, автомехаников?
- Конечно, для эксплуатации транспорта на газомоторном топливе необходимо проводить обучение и аттестацию по специальным программам водителей, механиков, а также инженерного состава и руководителей, так как это необходимо для безопасной эксплуатации транспортных средств, а также для повышения квалификации. И такое обучение на нашем предприятии уже давно и успешно проводится силами Учебно-производственного центра.
- Один из ключевых факторов продвижения рынка газомоторной техники – заправочная инфраструктура. Как мы ее развиваем в рамках собственного предприятия, какие планы имеем?
- В настоящее время Обществом ведется работа по расширению газозаправочной инфраструктуры для собственных нужд путем приобретения и установки на территории промплощадок ЛПУ малогабаритных компрессорных установок для заправки компримированным природным газом транспортных средств. Так, например, в настоящее время ООО «Газпром трансгаз Сургут» закуплено и введено в эксплуатацию три таких установки. Еще три МКУ поступили на объекты Общества. Планируемое поступление в 2025 году – шесть единиц.
- И последний вопрос: на ваш взгляд, какое будущее ждет рынок газомоторной техники? Какие факторы будут способствовать его развитию?
- Абсолютно уверен, что рынок газомоторного транспорта и в ближайшее время, и в отдаленной перспективе будет только развиваться. Производители техники идут в ногу со временем, тем самым расширяют модельный ряд. Следом развивается и газозаправочная инфраструктура, расширяется сеть сервисных центров по обслуживанию и ремонту газомоторных транспортных средств. Таким образом, рынок газомоторнной техники ожидает определенно успешное будущее.
Дмитрий Карелин