Найти в Дзене

Архангельск трудовой - его роль в истории

Оглавление

В этот раз постараюсь ответить на вопрос, который мне периодически задают наши туристы, посещающие Архангельск - а где раньше трудились и сейчас работают жители нашего города? Тем более что ответ на него не так очевиден как кажется.

Вообще отмечу, что Архангелогородцы коренным образом отличаются от жителей нашей губернии - поморов. Т.е. поморы и архангелогородцы - это не одно и тоже. Связанно это с историей и целью появления областного центра.

Про историю Биармии - Заволочья - Двинской земли тут можно почитать подробнее.

Памятный знак на въезде в город - символические руки держат деревянный корабль - олицетворяющие место рождения Российского флота
Памятный знак на въезде в город - символические руки держат деревянный корабль - олицетворяющие место рождения Российского флота

Наверное, скажу сейчас удивительную вещь, но сам Архангельск появился в основном для того, чтобы в нём жили иностранцы. Цель Указа Ивана Грозного, подписанного им в 1583 году о постройке крепости вокруг Михайло-Архангельского монастыря - обеспечение охраны иностранных купцов, приходящих в Московию через Белое море. Более того, крепость стали возводить не по разумению царя Ивана Васильевича, а по просьбе "иностранных торговых гостей" - в первую очередь голландцев, увидевших что у причалов именно этого монастыря вполне удобно прятаться и от датских корсаров, и от штормов.

Даже скажу более того - название "Архангельск" или "Архангельский город" - присвоили ему эти самые иностранцы, а Московские власти утвердили его уже позднее, согласившись с устоявшимся топонимом - только в 1613 году!

Сами же царские власти город долго называли "Новыми Холмогорами" или "Новым городом", а вот на иностранных картах уже конца 16 века это место уже называется "городом Св. Михаила Архангела" или для краткости "Архангельском".

Кстати, в Советские годы попытки переименования Архангельска в "Лесопильск", "Сталинопорт" и пр. тоже были отвергнуты из-за того, что в международной топографии никто не стал бы менять название нашего города, а потому не смотря на борьбу с религией, город Архангела Михаила название не менял.

На древних иностранных картах 16 века Архангельск уже есть, хотя его названия официально ещё не утверждено.
На древних иностранных картах 16 века Архангельск уже есть, хотя его названия официально ещё не утверждено.

Ну и ещё один момент - я утверждаю, что "Немецкая слобода" в Архангельске появилась ещё до т.н. "основания города" в 1583 году. Утверждение это основываю на том, что голландский капитан Класс Янсон, первый пришедший в этот порт уходя от датских пиратов именно тут - у Михайло-Архангельского монастыря остался на разгрузку, отдых и ремонт. Именно он проложил сюда ход для своих земляков, которые вслед за ним стали швартоваться именно здесь, они же после и обратились к царю с просьбой узаконить их пребывание здесь. Царь же тут по их просьбе построил "город".

Плюс к этому добавлю что рядом с мысом Пур-Наволок (где сегодня находится исторический центр города), расположились и Соломбальские острова, где первая судоверфь появилась ещё в 1570 году и где работали Голландские судостроители, а значит и жили они где-то в этих местах.

Вид на судостроительную Соломбалу - гравюра 1718 года
Вид на судостроительную Соломбалу - гравюра 1718 года

Ещё одна дата - гражданский "посад" в "Новых Холмогорах" был утверждён в 1587 году - по Указу царя Фёдора Иоановича (сына Ивана Грозного). Сюда было переведено 130 первых крестьянских семей для постоянного проживания. Зачем их отправляют сюда? Для обслуживания иностранцев! Кто-то должен был производить продукты питания, заготавливать дрова и топить печи, таскать воду, разгружать\загружать торговые корабли и пр. Не стрельцов же на это использовать! Кстати произошло это одновременно с постройкой и первых деревянных ещё Гостиных Дворов и переводом первого государственного учреждения сюда из древней столицы Севера - Колмогор (Холмогор) - им стала государственная таможня.

Т.е. всем этим подчёркиваю то, что с самого своего основания новый город становится международным портом, куда приходят иностранные торговые суда и привозят свои товары - а всё работает вокруг этого, чтобы организовать перегрузку, хранение, налоговое обложение и торговлю, а также быт иностранных купцов на подобающем уровне. И надо отметить - что это делалось не зря - 4\5 всех государственных доходов Россия того времени получала именно здесь - в Архангельске!

Вид на Архангельск с реки во второй половине 17 века
Вид на Архангельск с реки во второй половине 17 века

Именно поэтому мы сегодня знаем о таком феномене как старая Архангельская "Немецкая слобода", в которой жили иностранцы, и которая, в отличие от Московской "Немецкой слободы", никогда не уничтожалась властями и жила по сути на правах автономии во все века! Что удивительно - даже в начале 20 века в Архангельске немецкий язык вместе с русским считался обязательным на территории города - на нём подписывались документы, печатались афиши, говорили и писали все грамотные жители. Английский язык был третьим основным языком в городе и его просто обязаны были знать все образованные жители.

И вот мы и пришли к пониманию, чем в основном в старые времена занимались жители древнего Архангельска - купцы торговали, а местные жители в основном занимались на обслуживании торговых судов и обеспечением иностранных моряков.

Кстати - как нам сообщает история, погрузкой\разгрузкой судов в основном занимались артелями - при этом были как мужские артели, занимавшиеся в основном тяжёлыми грузами, так и женские артели, занимавшиеся в большей части более объёмными и лёгкими грузами. Работали в этих бригадах в основном жители Соломбалы - в самом Архангельске проживали богатые купцы и мещане.

Вид Архангельского порта не менялся веками - в нём каждое лето кипела жизнь
Вид Архангельского порта не менялся веками - в нём каждое лето кипела жизнь

Ещё одно направление деятельности - первые в России промышленные производства продуктов питания. Как правило каждый иностранный купец ставил в своём подворье хлебопекарню (для производства сухарей), пивоварню и другие цеха для производства солонины, засолки овощей и пр. Все эти продукты шли на снабжение собственных кораблей и кормёжки команды на берегу. А учитывая, что количество судов приходящих в Архангельск каждое лето достигало нескольких сотен, а число моряков на каждом тоже было в районе 200-300 человек, то можно представить что объёмы производства на то время было колоссальным!

Сегодня многие не понимают - зачем в Немецкой слободе были такие большие земельные участки - а вот оно зачем! Просто после окончания эры парусного флота все эти производства оказываются ненужными и ликвидируются, а на их местах богатые купцы разбивают знаменитые "английские парки" или сады, дошедшие до нас в воспоминаниях жителей начала 20 века. Ну и конечно же на этих производствах трудились русские посадские.

Пётр 1 закрывает Архангельское адмиралтейство и переносит его в новый Санкт-Петербург, к тому же запрещает купцам торговать в нашем городе - и этот удар город переносит стоически... Правда, уже при Анне Иоановне многие эти запреты Петра снимаются, а при Екатерине Великой отменяются вовсе. Но шрам от них остался - приходят в негодность Немецкие Гостиные Дворы, которые приходится разобрать...

Но менялись эпохи и менялся спрос. Во второй половине 19 века в Архангельске и в других северных портах стали появляться паровые машины, которые в первую очередь работают на лесопильных заводах. Только в Архангельске таких заводов было 29 штук!

Вид на Архангельск из Соломбальского лесозавода купца Макарова конец 19 века
Вид на Архангельск из Соломбальского лесозавода купца Макарова конец 19 века

Конечно, вывозом древесины занимались с самого основания города, но теперь везут доску - уже не сырьё а готовый продукт во все века востребованный на рынке. Ну а с постройкой заводов в город массово приходят рабочие. Правда опять они селятся за городом - в заводских посёлках. Но и центр растёт - кроме купцов в нём уже много среднего класса - приказчиков, продавцов, трактирщиков. В Архангельске работает духовная семинария (именно её окончил Иоанн Кронштадтский), работает старейшая в стране мореходка, выпускающая штурманов и др. учебные заведения.

В середине 19 века город переживает очередной удар по его экономике - по Указу Александра 2 ликвидируется Архангельское адмиралтейство - старейшее в стране... Судостроительный район Соломбала вмиг оказывается без средств к существованию. Деревянный флот уже не нужен, а строить новый железный паровой флот решают в других местах... Одновременно упраздняются и воинские гарнизоны, выводится из эксплуатации знаменитая Новодвинская крепость.

В конце 19 века к Архангельску подходит железная дорога, начинается эра электричества - открываются электротеатры, появляется трамвай, водопровод, телефонная связь и т.д. Всё это требует специалистов - инженеров, обуславливает появление учебных заведений и приводит к строительному буму.

А дальше - Мировая война,Революция, Гражданская война, национализация заводов, массовое вселение в старинные усадьбы пролетариев. "Немецкая слобода" прекращает своё существование.

В начале 20 века из Архангельска в Нью-Йорк каждые 2 недели ходили пароходы
В начале 20 века из Архангельска в Нью-Йорк каждые 2 недели ходили пароходы

Затем кратковременный НЭП сменяют "Сталинские пятилетки" - именно во время их Архангельск опять вытягивает на себе всю страну!

По мнению историков, все тысячи новых заводов, купленные для модернизации народного хозяйства молодого СССР, были оплачены нашим лесом. Другого ликвидного товара тогда у страны не было...

Для увеличения объёмов лесопиления действующие заводы укрупняются, на них приходят ещё десятки тысяч новых рабочих, строятся и новые предприятия - гиганты лесохимии: целлюлозно-бумажные, гидролизные заводы. Возводят мощный судостроительный центр с посёлком Судострой под Архангельском (в дальнейшем город Молотовск и сейчас Северодвинск) и т.п.

К тому же Архангельск становится базой освоения Арктики - отсюда издавна идут морские экспедиции, осваивается Северный морской путь на Дальний Восток, отсюда вылетают самолёты для полётов над Северным Полюсом. Здесь же функционирует база Архангельского тралового флота - главного рыбодобытчика страны тех лет... Как говорят - "Архангельск - город моряков, речников и полярников.

Шхуна "Святой Фока" с экспедицией Георгия Седова отходит от Архангельского причала
Шхуна "Святой Фока" с экспедицией Георгия Седова отходит от Архангельского причала

В годы Великой Отечественной Войны Архангельск - город прифронтовой.

Здесь производят взрывчатку и порох, ряд вооружений и комплектующих, здесь действует госпитальная база Карельского фронта, здесь формируются полки для сражений в Заполярье. Здесь добывается рыба, морской зверь, здесь проходят грузы от союзников, доставленные по "ленд-лизу". Но при этом Архангельск голодает - норма выдачи хлеба в эти годы меньше чем в блокадном Ленинграде в 2 раза! Каждый 4 житель города умер от голода. При этом по количеству бомбёжек наш город на втором месте после Сталинграда. И при всём этом Архангельск продолжает выпускать доску, брус, целлюлозу и др. снабжая ими и воюющую страну и отправляя союзникам.

Что уж говорить - но и послевоенная разруха в стране преодолевалась за счёт Архангельского леса. Он шёл как на стройки народного хозяйства всего СССР, так и за рубеж. До нефтяного бума тогда ещё далеко - и древесина позволяла оплачивать все что было необходимо стране.

Надо сказать, что сам наш город все эти годы был деревянный - в годы Советской власти застроенный двухэтажными деревянными многоквартирными домами с печками и без центрального водоснабжения с канализацией. Кстати, до сих пор таких домов у нас около 40%. Рядом с домами возводились сарайки для хранения дров и прочих запасов. Всё это приводило в пожарам.

Только после исторического визита в наш город Никиты Хрущёва в 1962 году ситуация меняется.

За 2 года до своей отставки он подписал Постановление "О развитии города Архангельска". Согласно нему в планы включаются работы по сносу ветхих деревяшек и начинается застройка города каменными домами со всеми удобствами. Происходит строительный бум - возводятся сразу целые новые городские районы с магазинами, детсадами, школами, музеями и другими социальными учреждениями. В городе появляются массовые вакансии строителей, вслед за ними и учебные заведения и т.д.

Хрущёв проезжает по улицам города - 23 июля 1962 года
Хрущёв проезжает по улицам города - 23 июля 1962 года

Чуть позже решают, что нужно самые интересные здания прошлого сохранять - и опять же это приводит к необходимости появления большого числа реставраторов, плотников и других специальностей.

Ну и надо отметить, что Архангельск все годы Советской власти развивается и как научная база - не только Арктических экспедиций, но и геологии, и медицины, и лесопереработки, и конечно же образования. Здесь действуют крупнейшие на Севере образовательные и научные институты всех этих профилей.

И опять перелом - крах СССР - приватизация 90-х - современность.

Практически большая часть всех предприятий в это время ликвидируется. Разгул хищнического капитализма и коррупции не пережил даже наш городской электротранспорт - трамвай и троллейбус. Количество нужных рабочих рук постепенно сокращается из-за появления новой техники, да и жителей становится всё меньше - сегодняшняя численность области уже менее миллиона, тогда как в конце 80-х было 1,5 млн человек...

Вместо заводов сейчас - торговые сети, вместо рабочих посёлков - окраинные микрорайончики. Закрылся даже один из ЦБК, ликвидированы Гидролизные заводы, порт долгое время вообще едва работал, едва сохранилось и морское образование, а моряки уезжают на работу на все флоты мира.

Архангельский трамвай стал символом ушедшей вместе с ним эпохи
Архангельский трамвай стал символом ушедшей вместе с ним эпохи

Но жизнь идёт! Архангельск уникален тем, что он уже не раз перерождался. Когда-то он начинался от монастыря, затем его главным предназначением был международный морской порт. Чуть позже он стал центром деревянного судостроения. Его сменило лесопиление - "всесоюзная лесопилка". При этом ещё и центр освоения Арктики и горной промышленности. Сейчас он становится всё больше научно-образовательным центром Севера, судоремонтной базой СевМорПути и центром каботажного снабжения арктического побережья. И он всегда был военным форпостом - приграничной крепостью Северного рубежа России - родиной ВМФ, его флагом и опорой.

Вид на исторический центр Архангельска с Северной Двины
Вид на исторический центр Архангельска с Северной Двины

Приезжайте к нам в Архангельск - пройдём по всем этим историческим вехам вместе!