В этот день сорок лет назад, 4 октября 1984 года, в филиале МХАТа на улице Москвина (теперь там находится Театр Наций) состоялась премьера спектакля «Скамейка» в режиссуре Олега Ефремова и Михаила Мокеева. Татьяна Доронина и Олег Табаков разыгрывали пьесу Александра Гельмана об одиночестве и жажде любви.
Он и Она встречаются на скамейке в парке. Он, деловой и успешный, во всяком случае, на первый взгляд, находится в поиске спутницы – не на всю жизнь, скорее на вечер. Она сама к нему подходит. По ходу разговора выясняется, что у них когда-то был роман, так что общение складывается непросто, и каждый отчаянно не хочет признаваться другому в своей тоске и одиночестве. «Между героями Дорониной и О. П. Табакова шла азартная, рисковая игра, в которой непонятно, “кто был охотник, кто – добыча”», – так писала об этом спектакле Ольга Егошина в энциклопедии «Московский Художественный театр. Сто лет»:
А это воспоминания о работе над спектаклем Олега Павловича Табакова из книги «Моя настоящая жизнь»:
«О сложном характере Татьяны Васильевны ходит много сказок и легенд, но я могу свидетельствовать, что редко-редко у меня бывали партнерши столь заинтересованные, столь серьезно готовившиеся и столь трепетно ждущие следующего спектакля, как это делала Таня Доронина. Те спектакли, которые мы сыграли с ней, были азартны и интересны этой нечасто встречающейся среди актеров потребностью выдать все, на что ты способен сегодня.
Критики вяло восприняли спектакль. Они мямлили что-то относительно того, что это за маленькие люди с их маленькими проблемами и маленьким кругозором. Но это было ложью, и поэтому на газетные рецензии я обращал внимание меньше всего. Главной рецензией было отсутствие “лишнего билетика”, и зрительское приятие для нас с Таней было основной подпитывающей нас энергией. Зал отзывался на одиночество этих “маленьких” людей и на их неубиваемую потребность любить и быть счастливыми вопреки всему тому, что они говорили. В этом спектакле заключалась огромная горечь констатации признаков заболевания общества, которое удивительно точно диагностировал Александр Вампилов в своих немногочисленных пьесах, и особенно в “Утиной охоте”, – “Рак совести”.
… Рак совести поразил моего героя в “Скамейке” – изовравшегося человека под названием “Он”, историю которого пришлось расхлебывать женщине, обладающей волшебной способностью русских баб собирать мужика, как разлитое по полу молоко, и скрывающейся под скромным местоимением “Она”. Безусловно, это было настоящим и ярким свершением Тани Дорониной».
Фото из фондов Музея МХАТ