Полина проснулась. За окном было ещё темно.
- Неужели приснилось? - подумала она.
Девочка вышла из комнаты. В прихожей стоял незнакомый мужчина в чёрном костюме.
- А, Геля, - улыбнулся он. - Уже проснулась.
- А вы... вы кто? - удивилась Полина.
- Видимо, ещё не проснулась, - вздохнул мужчина. - Это же я, твой папа.
- Точно. Доброе утро, папа.
Полина вошла в соседнюю комнату, где спал Лёша. Девочка принялась его будить.
- Что такое? - зевая, спросил Лёша. - Геля, ты чего?
- Я не Геля, я Поля.
- Значит, это был не сон?
- Я тоже на это надеялась. Как нам её починить? - Полина указала на машину времени.
- Давай поговорим об этом хотя бы через полчаса, - зевнул Лёша. - Спать очень хочется.
- Спать?! - воскликнула Полина. - Ты издеваешься? Я застряла в будущем и не знаю, как выбраться.
- Не переживай, уверен, твой друг что-нибудь придумает.
- А если нет?
Осознав, что поспать ему сегодня больше не удастся, Лёша тяжело вздохнул и сел на кровать.
- Слушай, а давай этот агрегат Пашке Алёхину покажем, - предложил он. - У него с физикой хорошо. Поговори с ним, вдруг он сможет всё исправить?
- А почему не ты?
- Тебе проще. Вы же с ним одноклассники.
В это время Ангелина тоже проснулась и уже позавтракала.
- Поля, собирайся в школу, - сказала мама и вынесла дочери вешалку со школьной формой.
- Что это? - спросила Ангелина.
- Твоя школьная форма. Вот только на улице холодно, может сегодня не надевать юбку. Как ты считаешь?
- Не знаю, - пожала плечами девочка и отправилась в комнату.
Она надела блузку и взяла в руки юбку.
- А это что за предмет гардероба? Раньше, говорят, такое носили.
Тут девочка услышала, как открылась входная дверь.
- А Поля ещё не ушла? - услышала она голос Димы.
- Она скоро выйдет, - ответила ему мама.
Ангелина стала осматривать юбку.
- Куда же её?! Как это?... Что мне с с ней делать? - вертелось в голове у девочки.
Наконец, она взяла юбку и просунула голову в отверстие сверху, так что юбка накрыла девочке плечи и руки до локтей. Юбка на ней была больше похожа на накидку.
- Я готова, - Ангелина вышла из комнаты.
Дима был удивлён тем, как одета Ангелина, и предложил ей вернуться в комнату.
- Ты зачем юбку на плечи надела? - спросил он.
- А откуда мне знать, как эту старомодную вещицу носить?
- На поясе.
Девочка сняла юбку и положила на кровать.
- И штаны надевать не надо.
- Не надо? - засмеялась Ангелина. - Меня не лопнешь! Ходить в этом на улице - это ухатно.
- Ребята, вы готовы? - в комнату заглянула мама.
- Да, мамочка, - ответила Ангелина. - Пожалуй, я всё же пойду в школу в штанах.
- Молодец, Полечка. А то на улице слишком холодно.
Ангелина вышла в коридор, надела портфель на спину и собиралась было выйти из квартиры, как вдруг её остановил Дима.
- У нас тут нет термоодежды, - шепнул он. - Нужно надеть куртку.
Ангелина оделась, взяла портфель, и они с Димой вышли из подъезда.
- Не могу поверить, что иду в настоящую советскую школу, - восхищённо проговорила Ангелина.
- Мы не в СССР, - сказал Дима. - И в школе постарайся особо не выделяться, чтобы никто не понял, что ты из будущего.
- А я разве выделяюсь? Это же просто ухатно. Только тонтонутые могут...
- Вот об этом я и говорю. Брось свои словечки из семидесятых. Никто их здесь не понимает.
- Какие словечки?
- Ухатный, тонтонуться.
- Ладно, заручились... То есть договорились.
В это время Полина сидела в классе и смотрела на ребят.
- Тебе проще. Вы же с ним одноклассники, - передразнила она Лёшу. - А откуда мне знать, как выглядит этот Пашка Алёхин?
Девочка задумалась. Если хорошо разбирается в физике, значит умный. А кто из них умный? Может, спросить у одноклассников? А как это будет выглядеть? Глупая девочка Ангелина не помнит, как выглядит её одноклассник, с которым она уже девятый год учится в одном классе.
Полина решила ничего не делать. Наверняка, в течение уроков учителя спросят этого Пашу, и тогда, наконец, станет известно, кто он и как его зовут.
Прозвенел звонок, и в класс вошла учительница.
- Здравствуйте, дети. Начинаем урок истории.
Учительница села за стол и открыла журнал.
- Так-так, - пробормотала она. - Посмотрим. К доске пойдёт... пойдёт... пойдёт...
Ученики тут же опустили головы в учебники и тетради.
Да, многое в мире поменялось за пятьдесят лет, но это, похоже, останется неизменным ещё долго.
- К доске пойдёт.., - учительница принялась водить ручкой по журналу. - Какой кошмар. Это немыслимо... К доске пойдёт Павлова.
Но Полина никого не слушала, она всё ещё пыталась вычислить, среди мальчиков того самого Алёхина. Тут она почувствовала, что кто-то сзади толкнул её в спину.
- Павлова! - услышала она чей-то голос. - Тебя.
Полина встала со стула.
- Итак, что я задавала?
Но Полина не знала домашнего задания. Поэтому она просто молчала.
- Реформы Александра Второго! - послышался чей-то шёпот.
- Реформы Александра Второго, - повторила Поля.
- Правильно, - согласилась учительница. - Ты учила материал?
- Конечно, - ответила Полина.
- Тогда расскажи нам, Ангелина, про отмену крепостного права.
- Александр II - это сын Николая I, ставший императором в 1855 году. В 1856 году было обращение императора Александра к московскому дворянству. Именно это событие считается первым официальным заявлением о подготовке к отмене крепостного права в России. 3 января 1857 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу. А уже в декабре 1858 года этот комитет предложил реформу, которая должна была освободить крестьян от зависимости, а также предоставить им возможности получения кредита от государства для выкупа земли. А 19 февраля 1861 года императором был принят манифест об отмене крепостного права.
- Очень хорошо, Павлова, - удивлённо проговорила учительница. - Ставлю тебе пятёрку. Считай, что двойка в четверти тебе уже обеспечена. А если ты и дальше так будешь стараться, я тебе тройку поставлю. Садись.
Поля села. Она была довольна, что помогла своей внучке хотя бы немного исправить её положение.
Тем временем в 2024 году в школе тоже начался первый урок. В кабинет вошла классная руководительница девятого "В".
- Это просто позор! - воскликнула она. - Вчера у нашего класса был урок "Разговоры о важном". И выяснилось, что полкласса не знает гимна своей страны! Это просто уму непостижимо! А ещё говорим о патриотизме, любви к Родине. Позорище!
- А почему у нас нет красных галстуков? - шёпотом спросила у Димы Ангелина. - Я в кино видела, раньше все такие носили.
- В том-то и дело, что это раньше носили. А сейчас уже всё по-другому, - ответил Дима.
- Понимаю, немодные они нынче.
- Третьякова, ты почему разговариваешь на уроке? Может, ты нам гимн споёшь?
- Спою.
Ангелина хотела было выйти к доске, но Дима схватил её за рукав.
- А ты слова-то знаешь?
- Обижаешь! Я недавно фильм в голографоне смотрела. Там и гимн звучал.
- Какой фильм?
- Красивый, чёрно-белый.
Ангелина пошла к доске.
- Чёрно-белый? - пробормотал Дима и тут же замахал руками. - Нет! Не надо!
- В чём дело, Калугин?
- Ни в чём, Маргарита Ивановна.
- Начинай, Третьякова.
Ангелина встала у доски, выставила ногу вперёд и запела:
- Союз нерушимый республик свободных сплотила на веки великая Русь...
- Что это ты делаешь?! - воскликнула учительница.
- Гимн исполняю.
- Я слышу. Но почему ты поёшь гимн Советского союза?
- Я просто... просто... Растерялась, кажется.
- Очень плохо, - вздохнула Маргарита Ивановна. - Держи.
Она протянула девочке лист с текстом гимна.
- К завтрашнему дню выучи.
Ангелина села за стол.
- Так это же наш гимн, - глядя на листок, прошептала Ангелина. - А ты мне почему-то не сказал, что у вас уже не советский гимн.
- Боже мой, - тяжело вздохнул Дима. - Она издевается.
На перемене Полина побежала в шестой класс, чтобы найти там Лёшу.
- Что случилось? - спросил её мальчик. - Ты нашла Пашу?
- Нашла бы, если бы знала, как он выглядит. Пойдём, ты мне его покажешь.
- А я не знаю. Я и сам этого Алёхина никогда не видел.
- Что же мне тогда делать?
- Не знаю.
Тут к ребятам подбежала какая-то девчонка.
- Гелька, там Алёхин с Капустиным дерутся!
- Наконец-то, - обрадовался Лёша. - Хоть кто-то этому хулигану Капустину от души накостыляет.
- Бежим скорее.
- Мне географ тут велел ждать, - сказал Лёша. - Так что, без меня.
Девочки побежали наверх. Перед ними предстали дерущиеся парни. Один из них был высоким и рыжим, а другой невысокого роста и в очках.
- Ну, что Пашка, - Рыжий толкнул соперника на подоконник. - Тебе конец.
Мальчик в очках закрыл руками голову.
- Хватит! - закричала Полина. - Прекратите драку!
- Ладно, - согласился Рыжий. - Смотри, Пашка, ещё раз и тебе не сдобровать!
Ребята разошлись по кабинетам. Полина помогла Паше подняться.
- У тебя синяк, - сказала она, посмотрев на нос Паши.
- Ерунда, - махнул рукой мальчик. - Ему повезло, что ты вмешалась. А то я бы его так отметелил!
- Верю. Мне, кстати, тоже нужна твоя помощь.
- Какая помощь?
- У меня дома в комнате сломался холодильник. Ты не мог бы его починить.
- Холодильник? В комнате? - удивился Паша. - Впервые о таком слышу. Ну, ладно. Давай после уроков на крыльце встретимся.
- Давай.
Через четыре часа уроки закончились. Дима и Ангелина вышли из школы.
- Ну, что? - спросила девочка. - Ты сможешь собрать нам новую машину времени?
- Думаю, да. Только вместо старого холодильника придётся использовать микроволновку.
- Это неважно. До завтра справишься?
- Боюсь, что нет. Это может занять несколько месяцев. Сборка такого сложного устройства - дело небыстрое.
- Как же так? - испугалась Ангелина. - Выходит, я здесь надолго застряла?! Я хочу домой, тут всё какое-то странное и неправильное. У вас нет голографонов, зато есть... есть эти... эти...
- Мобильные телефоны, - подсказал Дима.
- Да. Вот что это за штука?! А уж чинить машину времени несколько месяцев - это просто тупость!
- И это мне говорит человек, который в две тысячи двадцать четвёртом году поёт гимн советского союза, - усмехнулся Дима.
- А если я тебе помогу собрать эту самую машину времени?
- А вот это хорошее предложение, - улыбнулся Дима.
И ребята отправились домой.
В это время Полина и Лёша стояли на крыльце школы и ждали Пашу Алёхина.
- Хорошо, что он согласился тебе помочь, - заметил Лёша.
- Да, это здорово. Вот только я сказала ему, что мне нужно починить холодильник.
- Холодильник?
- Не могла же я сказать: "Алёхин, приходи ко мне чинить машину времени".
- Верно.
- Подожди-ка, - Полина осмотрелась. - Я же портфель в классе оставила. Сейчас вернусь.
Полина побежала в школу. взяла портфель и снова выбежала на крыльцо.
Наконец, появился Паша. Он увидел перед собой Лёшу.
- А ты что тут делаешь? - спросил мальчик. - И где Алёхин?
- Алёхин? - Паша сжал кулаки. - Так это ты меня запёк! Ну, я тебя!
Он схватил Лёшу за грудки и прислонил к стене.
- Пусти меня! - закричал Лёша. - У меня всё равно нет с собой денег!
- Что ты делаешь, Паша? - испугалась Полина. - Отпусти его.
- Да, Капустин, отпусти меня!
Капустин? Удивлению Поли не было предела. Выходит, что этот невысокий мальчик в очках и есть ужасный хулиган, а тот рыжий парень наоборот хороший и умный человек.
- Отпусти его, - строго сказала Полина.
- А то что?
Поля ударила хулигана в нос, так что тот отлетел назад и поскользнувшись на скользком крыльце упал на спину.
- Ты дура?! - заорал он. - Никуда я с тобой не пойду! Ты на всю голову тонтонулась!
Капустин ушёл.
- Спасибо, Поля, - сказал Лёша. - Я уже думал, он меня поколотит.
- Не переживай. Не могу же я позволить этому индюку обижать моего внука.
- Это хорошо.
- Пойдём домой, - улыбнулась Полина. - А завтра я попробую поговорить с Алёхиным. По крайней мере, я теперь знаю, как он выглядит.