Владелец бизнеса часто полагается на свой опыт, интуицию и привычки, когда принимает решения. Но если вы чувствуете, что в вашем бизнесе кто-то тайком крутит руль, а ваши решения - это лишь иллюзия контроля, возможно, вы правы! И этот "кто-то" - ваш собственный мозг, который хитро подсовывает вам ложные установки в обход здравого смысла. Почувствовали себя героем «Бойцовского клуба»? Не паникуйте, всё не так плохо. Речь идёт о когнитивных искажениях, которые мешают видеть реальную картину и принимать взвешенные решения.
Я не раз наблюдала, как предприниматели попадают в эти ловушки и действуют, основываясь на эмоциях и стереотипах. Однако принимать решения следует на основании цифр и твёрдых данных. В этом прийти на помощь бизнесмену может финансовый директор. Пользуясь результатами оцифровки бизнес-процессов он видит состояние дел компании и исключает импульсные, необдуманные и нерациональные действия. Меня зовут Галина Виноградова. Я финансовый директор на аутсорсе. Подпишитесь, чтобы знать о финансах больше - Галина Виноградова.
Продолжим. Ваш мозг в «режиме автопилота» способен хитро давать вам ложные установки. Таким образом можно принять ряд ошибочных решений. Особенно это актуально во времена перемен и кризисов, когда сложно строить какие-то прогнозы и нужно мыслить нестандартно. Но к счастью с этим можно бороться.
Давайте разбираться, как распознать коварные игры разума и не дать им разрушить ваш бизнес.
1. "Моё, значит ценное!"
Так можно охарактеризовать эффект владения. Это когда мы переоцениваем то, что уже имеем. И чем больше сил, времени и денег мы вложили, тем сложнее нам отказаться от этого, даже если это уже не приносит пользы.
Пример:
Представьте, вы запустили свой первый проект. Вложили в него кучу денег и сил, но он не принёс ожидаемой прибыли. Параллельно ещё несколько направлений стали приносить вам доход. Так вот эффект владения будет шептать вам: "Нужно ещё немного усилий. Ещё немного денег. Это наше сокровище. Что значит закрыть, забыть, идти дальше? Нет! Береги, что имеешь". Понимаете, да?
Что делать?
- Смотрите на финансовые показатели. Если чувствуете недостаточность опыта в принятии таких управленческих решений, однозначно необходимо обращаться к экспертам. Тот же финдиректор собирает необходимую информацию, оцифровывает её и уже потом принимается за оценку перспектив проекта.
- Не бойтесь признавать ошибки. Иногда лучше закрыть убыточный проект и направить ресурсы на более перспективные направления.
2. "Он и так меня понимает!"
Эффект, благодаря которому мы думаем, что люди вокруг умеют читать мысли. Да-да, мы часто склонны думать, что исполнители понимают нас без слов. В бизнесе это приводит к ошибкам, конфликтам и потере времени.
Пример:
Вы дали сотруднику задание (не важно дизайнер он, архитектор, модельер или уборщик), но о грамотном ТЗ не позаботились. Ведь вы же говорите понятно, по-русски, и в голове у вас всё сложилось просто и красиво. В итоге шанс, что работник оправдает ваши ожидания, очень мал. И виноват, конечно, в этом он сам (нет)!
Что делать?
- Четко формулируйте задачи и ожидания. Сотрудник должен понимать, что он вправе задавать бесконечное число уточняющих вопросов. Проверяйте, что вас поняли правильно. Полезно после постановки задачи спросить у исполнителя: “Что именно ты планируешь сделать в первую очередь?” - так вы поймете, соответствуют ли его действия поставленной задаче.
- Используйте разные каналы коммуникации: письменные инструкции (ТЗ, брифы, зарисовки, чертежи, презентации), онлайн-совещания, личные встречи.
3. "Первое впечатление - самое важное!"
Знакомьтесь, эффект якоря или крючка. Коварная вещь. Именно под влиянием этого эффекта мы (как цыплята, которые думают, что первое существо, которое они увидели, - мама) склонны придавать большое значение первой полученной информации и игнорировать последующие данные. Даже если они противоречат первоначальному впечатлению.
Пример:
Вы имели удачу поработать с суперспециалистом на аутсорсе и теперь всем работникам предъявляете те же требования, оставляю без внимания их сильные стороны.
Или вы получили первое коммерческое предложение на поставку оборудования и теперь сравниваете с ним и отвергаете все остальные, не замечая их преимуществ.
Что делать?
- Собирайте максимум информации из разных источников. Не спешите с выводами, анализируйте все данные объективно.
- Отключайте эмоции. Принимайте решения, основываясь на фактах и расчетах, а не на первом впечатлении.
4. "Все бегут, и я бегу!"
...или если все прыгнут, ты тоже прыгнешь? Да! Потому, что часто нами движет эффект подражания. Мы склонны следовать за большинством, даже если это противоречит нашим интересам. В бизнесе это может привести к потере уникальности, конкурентных преимуществ ну или просто к потере денег!
Буквально вчера ко мне за советом обратился мой давний клиент, а теперь уже добрый приятель с вопросом: “Все мои конкуренты внедряют одну из популярных CRM-систем, может быть и мне надо?” Хватило буквально двух вопросов, чтобы понять, что его бизнес-процессы заметно отличаются от того, как работают конкуренты и эта CRM ему просто не подходит.
А ведь стоимость такого решения - более 500 000 рублей на этапе внедрения и десятки тысяч ежемесячно за использование.
Что делать?
- Анализируйте тренды критически. Не спешите слепо следовать за модой. Оценивайте, насколько новые решения реально подходят для вашего бизнеса.
- Используйте эффект подражания в своих интересах. Будучи лидером, покажите своей команде и конкурентам, что такое качество и честность, порядочность и трудолюбие. Благодаря этому эффекту заразительным может стать не только дурной пример!
5. Команда зомби. Или не всегда молчание - золото
Завершу этот список эффектом группомыслия. Он проявляется похожим образом, что и эффект подражания, но если тот характеризуется скорее индивидуальным поведением, эффект группомыслия - это явление коллективное. Первый же тревожный звоночек проявляется, когда ваша команда зачарованно или из-за страха смотрит вам в глаза и соглашается со всеми вашими идеями и поручениями. А когда ваши идеи терпят крах, выясняется, что каждый думал иначе. Что у всех были свои мнение, мысли и предложения, но…
Пример:
Вы предлагаете идеи по запуску нового направления. Вся команда натянуто улыбается и уже прикидывает, как будет подстраиваться под новые задачи. И никто не высказывает сомнений. В итоге, когда уже потеряны время и деньги, а идея показала свою нежизнеспособность, в коллективе начинает зарождаться общий вывод: “...что и следовало ожидать”.
Что делать:
- Поощряйте критическое мышление и открытые дискуссии, вопросы, альтернативные предложения.
- Назначайте человека, который будет специально искать слабые места в ваших идеях.
- Привлекайте экспертов со стороны для независимой оценки ваших решений.
У нас в компании есть даже негласные правила, поощряющие критическое мышление “Периодически спрашивай себя, а не фигню ли я делаю?” и “Если видишь, что коллега делает фигню, прямо и аргументированно скажи ему об этом”
Можете забирать в свою практику - дарю!)
Заключение
Даже если вы заметили у себя когнитивное искажение, вы можете не осознать его влияния на ваши решения. Ведь мозг хитро маскирует свои ловушки под логичные и обоснованные выводы.
Как же вырваться из этого порочного круга? Иногда единственный способ - это привлечь внешнего эксперта, который взглянет на ситуацию свежим взглядом и даст объективную оценку.
Финансовый директор, опираясь исключительно на цифровые показатели, поможет не только с решением конкретных задач, но и с оценкой ваших стратегических планов. Однако кроме цифр, опыт специалиста позволяет выявить "слепые зоны", принять взвешенные решения, оптимизировать процессы и, как следствие, сделать работу компании стабильно и более прибыльной.
Как часто вы ставите под сомнения свои решения? Напишите в комментариях