Найти тему
XX век

Переименовать, чтобы забыть: судьба партийных героев на примере шахт и радиостанций

Газета "Правда" от 22 мая 1936 г.

В ЦИК Союза ССР
Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановил:
▪️ Удовлетворить ходатайство днепропетровских советских и партийных организаций и переименовать Высокопольский район Днепропетровской области УССР в район имени Фрица Геккерта.
▪️ Удовлетворить просьбу работников, партийных и профессиональных организаций радиостанции в Броварах и присвоить новой радиостанции в Броварах имя тов. Косиора С. В.
▪️ Удовлетворить просьбу донецких областных и украинских республиканских организаций и присвоить шахте Сокологоровка имя тов. Любченко П. П.
Мемориальная плита Фрица Геккерта на Кремлёвской стене. Фото ru.wikipedia.org
Мемориальная плита Фрица Геккерта на Кремлёвской стене. Фото ru.wikipedia.org

В предвоенные годы в Союзе происходила чехарда с переименованиями населенных пунктов, фабрик, заводов... Сначала "по просьбам трудящихся" объект переименовывался в честь какого-нибудь деятеля партии, причем зачастую здравствующего. Затем, когда этот деятель попадал в опалу, объект снова в спешке переименовывался.

Так, упомянутый в заметке, Панас Петрович Любченко был на тот момент Председателем Совнаркома УССР, говоря проще занимал пост премьер-министра Советской Украины. Но уже через год был подвергнут остракизму на очередном пленуме КП(б)У.

Придя домой с заседания пленума, Любченко, предвидя неминуемый арест, застрелил свою жену, а затем застрелился сам. Впрочем, существует версия, что председателя Совнаркома УССР убили чекисты в ходе неудавшегося задержания, они же застрелили и его супругу как нежелательную свидетельницу.

Естественно шахту пришлось после этого снова переименовать.

А главным обвинителем Панаса Петровича на упомянутом пленуме был Первый секретарь ЦК КП(б)У Станислав Викентьевич Косиор. Впрочем, он тоже не избежал чистки. Уже в мае 1938 года его арестовали, а затем расстреляли. Ну а радиостанция в Броварах снова стала безымянной.

Казалось бы, району имени Фрица Геккерта должно было повезти. Ведь германский коммунист умер своей смертью за месяц до постановления и был с почестями захоронен у кремлевской стены. Но национальный район в Днепропетровской области ликвидировали совсем в 1938 году.

Так что все, что постановил ЦИК СССР не продержалось и двух лет.