Теория всадников — это спорная гипотеза, согласно которой Япония была завоевана в IV или V веке нашей эры культурой из северной Азии, для которой лошадь играла особую роль. Хотя археологические находки и генетические данные указывают на тесные связи между Японией и Восточной Азией, особенно с Кореей, во времена раннего Средневековья, большинство историков считают маловероятным, что произошло полноценное военное завоевание. Отношения между молодыми государствами региона остаются неясными, а вопрос ещё более усложняется националистическими идеями и наложением современных понятий государственности на те времена, когда подобных государственных образований попросту не существовало.
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.
Теория всадников была предложена историком Эгами Намио в 1948 году как объяснение культурного и политического развития Японии в IV-V веках н.э. Намио утверждал, что всадники, представители культуры, происходившей из Северной Азии, присутствовавшей также на материковой части и Корейском полуострове, прибыли в Японию и распространили там свои идеи и культуру. По его мнению, завоевание местных племён привело к большей сплочённости и созданию того, что впоследствии стало известно как государство Ямато. В поддержку своей гипотезы Намио указывал на археологические находки многочисленных конских принадлежностей в японских гробницах позднего периода Кофун (ок. 250–538 гг. н.э.), которых не было в более ранних захоронениях.
Влияние Кореи на японскую культуру хорошо подтверждается как археологическими, так и генетическими данными, которые указывают на миграцию людей и идей в этот период. Японская императорская семья действительно имела смешанное происхождение, включая корейскую кровь, ещё до VII века, а влиятельный клан Сога, согласно историческим данным, имел корейские корни. Кроме того, с IV века н.э. были установлены дружественные отношения с корейским государством Пэкче, которое процветало с конца III века и продолжало существовать до своего завоевания соседним Силла в середине VII века. Культура Пэкче экспортировалась в Японию через учителей, учёных и художников, которые привозили с собой не только китайские классические конфуцианские тексты, но и элементы корейской культуры, например, титулы, напоминавшие социальные ранги Силла, деревянные постройки, возводимые корейскими архитекторами, и большие погребальные курганы, сходные с теми, что находили на территории Кореи.
Японское государство, тогда известное как Ва, отправило армию из 30 тысяч человек на помощь свергнутым правителям Пэкче, но это войско было полностью уничтожено совместными силами Силла и Тан в битве на реке Пэкчхон (современная река Кум) около 660 года н.э. Важно отметить, что континентальные культурные практики и товары, появившиеся в Японии, не обязательно свидетельствуют о военном завоевании.
Что касается самой гипотезы о военном завоевании Японии корейцами, многие историки её отвергают. Сомнительно, что подобное завоевание имело место, и даже японская хроника "Нихон Сёки" (ок. 720 г. н.э.) в своей спорной версии утверждает обратное — что Япония якобы создала колонию на юге Кореи в составе конфедерации Кая. Однако это сейчас считается преувеличением со стороны двора Ямато, стремившегося повысить свой престиж, так как на деле ему недоставало политической и военной силы для таких завоеваний.
Безусловно, в Японию ввозились корейские изделия, оружие и материалы, такие как железо из Кая, но не наблюдается следов новой культуры, которая должна была бы появиться в случае военного завоевания. Историк М. Дж. Сет предлагает более правдоподобное объяснение: возможно, народы по обе стороны Корейского пролива были родственными и взаимодействовали друг с другом. Археологические данные указывают на массовую миграцию людей с Корейского полуострова в Японию между 300 г. до н.э. и 300 г. н.э., когда они принесли с собой культуру рисоводства, бронзовую и железную металлургию и другие технологии. Следовательно, скорее всего, не существовало чёткого разделения между корейскими и японскими народами — они составляли единое культурное пространство.
Японские историки традиционно выступали против теории всадников, и она так и не получила широкого признания в стране. Более серьёзные аргументы против гипотезы включают проблемы с хронологией, неполный учёт археологических данных и предположения о том, что местные элиты не могли перенять иностранные культурные практики и роскошные товары без военного вторжения.
Корейские историки, напротив, утверждают, что резкую культурную смену можно зафиксировать как в археологических, так и в исторических источниках, а постепенность изменений в погребальных традициях и элитах, по их мнению, сильно преувеличена. Некоторые также указывают на климатические изменения, в частности, засухи около 400 года н.э., которые могли подтолкнуть людей к переселению в Японию в поисках более благоприятных условий для земледелия. Однако прямых доказательств того, как именно происходила эта передача культуры, пока не найдено.
В заключение стоит отметить, что теория всадников, как и многие другие теории, содержит как правдоподобные элементы, так и слабые стороны. Историк К. Хеншалл резюмирует: не исключено, что всадники из Кореи или Маньчжурии действительно оказали влияние на раннюю Японию, возможно, даже стали правящей элитой, но если это и произошло, они либо остались в Японии, либо вернулись на родину. Теория не даёт убедительных доказательств, а её акцент на одном драматическом событии как ключевом для культурных и политических перемен выглядит упрощённым на фоне современных исследований, которые уделяют больше внимания длительным процессам обмена и взаимовлияния культур.
Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.