Такой вопрос в комментариях я получила от своей читательницы. И поняла, что, если подробно рассказывать, то получается очень объемно.
Поэтому, ответ у меня вылился в написание целой статьи.
Для тех, кто недавно начал меня читать, скажу, что живем мы в Канаде. Младшие дети, Тим и Эля, родились здесь.
У них аутизм и, в связи с этим, задержка развития речи.
Разговаривают они только на английском. По-русски хорошо понимают, но не говорят вообще.
Для детей с ЗПРР в Канаде положены занятия с логопедом и эрготерапевтом. Не зависимо, поставлен официально диагноз или нет. Ребенку оказывается помощь, потому что он в ней нуждается.
Поэтому, и с Тимом, и с Элей начали проводить занятия в раннем возрасте. С Тимом в три года, с Элей в два.
Тиму 8 лет
Эле 5 лет
Позже был поставлен диагноз Тиму - РАС. В связи с чем, Эля попала в группу риска. И ее проверили на наличие аутизма довольно рано. В два года и семь месяцев. Диагноз подтвердили. Эля попадает в спектр.
На тот момент она совсем не разговаривала. Ни одного звука.
Точнее, первые слова у нее были раньше. Когда она была младше. Но к моменту диагностики она полностью утратила речь.
С Тимом было немного по-другому. У него не было обращенной речи. Чтоб было понятно, как это бывает, он начал читать в три года. Еще раньше знал весь алфавит. Говорил буквы, цвета и цифры, но при этом он не обращался к нам с просьбами. Не реагировал на обращенную к нему речь. Если ему было что-то нужно, он брал наши руки и ими действовал, как инструментом для получения желаемого.
И вот, в три с половиной года, он читал детские книги и при этом не разговаривал. В то же время логопед его (и нас в том числе) учила говорит «Я хочу!», когда ему было, что-то надо. Это «я хочу» дало прорыв в коммуникации.
У Эли были другие проблемы в развитии речи. Она больше реагировала на сказанные ей слова. По большей части отзывалась на имя. Но не подражала и не произносила ни звука.
Когда ее научили подражанию, она начала повторять элементарные для нее звуки. «А! О! И!»
Появилось несколько слов, «мама» и «дай».
Причем, «мама» - не было обращено ко мне.
В тот момент меня не было дома. А Эля оставалась со старшей сестрой. Видимо, для чего-то ей понадобилась я. И она сказала Маше «мама».
Маша тут же позвонила мне и сообщила радостную новость. Я же, так привыкла к тому, что Эля не разговаривает, что ответила Маше, что, видимо, ей показалось.
Затем, когда Эля заговорила, мы стали учить с ней произносить все буквы английского алфавита. Она отлично повторяла звуки. При этом не выговаривая их в словах. Из-за этого речь была нечистая и чаще непонятная нам.
Сейчас у Эли очень большой словарный запас. Богатые обороты речи. Она ведет диалоги, обращается с просьбой, озвучивает игрушки, играет в сюжетно-ролевые игры.
Но речь остается не чистая. К примеру, если первый звук в слове «С», она его опускает.
«Spoon» (ложка) она скажет «пун».
«Snake» (змея) - нэйк.
Если впереди два согласных звука и Эле сложно их произнести вместе, она заменит их на звук «Х».
Например, слово «Slug» (слизняк). Эля скажет «Хаг». Понять это будет можно только в контексте. Или же, как мы это часто делаем, подставив впереди букву «С».
Сейчас, наши старшие англоговорящие дети, включая Тима, Элю понимают на 99%. Во-первых, они привыкли к ее речи. Во-вторых, все-таки английский - это язык, на котором они говорят.
Со мной и мужем чаще бывают ситуации, когда мы не понимаем Элю. Тогда она старается подобрать другое слово или показать жестом. Но, в любом случае, сделает так, чтобы ее поняли.
Когда я весной записывала Элю в школу и специалисты ее еще не видели и не знали, они спросили у меня про речь, нуждается ли она в коммуникационном планшете. Я сказала, что да. Он ей нужен. И школа начала подготовку к встрече Эли в сентябре. Было это, буквально, в мае.
В августе, на семейном совете, мы решили, что планшет Эле не нужен. Он может замедлить развитие ее речи. Потому что, пропадет мотивация.
Я связалась со школой и отменила свою просьбу о планшете. Уже в августе было понятно, что речь Эли сделала огромнейший шаг в развитии.
На сегодняшний день, Эля общается с детками в школе. Возможно, не со всеми. Выборочно. Но они ее понимают. Они обсуждают какую-нибудь тему. О чем Эля после школы рассказывает мне дома.
Она уже несколько раз обращалась к учительнице с просьбой. Например, сегодня Эля попросила покачать ее на качелях.
Буквально несколько месяцев назад, коммуникация с чужими людьми была вообще невозможна. Эля не шла на контакт.
У нее часто случались шатдауны.
В мае, на школьной встрече, обсуждалась эта проблема. И весь первый год обучения планировалось всего-лишь налаживать контакт с Элей.
Поэтому, для нас сейчас очень удивительны те перемены, которые происходят с нашим ребенком. Она становится более открытая.
Все реже случаются шатдауны.
Что касается занятий с логопедом, они закончились, как только Эля пошла в школу. Сейчас все ее развитие переходит в компетенцию школы.